Найти тему

«ДА ЧТО ОНИ ПОНИМАЮТ? ОНИ ЖЕ ЕЩЕ СОВСЕМ МАЛЕНЬКИЕ»

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Потеря родителей – это одно из самых тяжелых переживаний, которые могут выпасть на долю маленького ребенка. Дети лишаются своего воспитателя в возрасте, когда они полностью зависят от родительской заботы. Но при этом мы очень мало знаем об особенностях восприятия и осмысления маленькими детьми смерти родителей. Это побудило исследователей Бергенского и Кембриджского Университетов провести исследование потребностей в поддержке у маленьких детей (5-8 лет), потерявших родителей, которые долго болели. В исследовании приняли участие 12 детей из различных регионов Дании, потерявших родителей в возрасте от 3 до 6 лет. Применялся авторский метод интервью с использованием песочницы. Чтобы ребенок мог принять участие в интервью, после трагических событий должно было пройти от 6 месяцев до 4 лет. Авторы убеждены, что в этот период ребенок уже не будет «страдать от острой реакции горя», но должен все еще хорошо помнить произошедшие события.

«Не очень приятно знать, что кто-то тебе врет, и не очень приятно было узнать … потом … Что она умерла от чего-то, чего я даже не знал, что это было».

Оказалось, что дети тоже учатся жить с ощущением потери, но для них очень важно своевременно получить правдивую информацию о болезни родителей и понять, что означает фраза «их больше нет». Правдивое информирование детей о предстоящей смерти родителя, посещение похорон оценивается маленькими респондентами, как что-то очень важное – несмотря на эмоциональную тяжесть происходящего, это позволяет им почувствовать себя частью семьи и скорбеть об утрате наравне со всеми.

«Сегодня у меня есть ангел-хранитель, который защищает меня, когда я сплю».
«Приятно, когда люди говорят о нем ... потому что тогда я смогу лучше его запомнить»

У детей отмечается потребность в сохранении связи с умершим. Многие дети носят при себе фотографии или предметы, принадлежавшие родителям, собирают «коробки воспоминаний». Некоторые малыши считают, что разговоры об умерших позволяют лучше запомнить, сохранить в памяти их образ.

«Конрад говорит мне, что, если я захочу, я могу одолжить его папу, чтобы он мог стать моим бонусным папой»

Они ценят помощь второго родителя и испытывают глубокую благодарность за поддержку и понимание со стороны воспитателей в детском саду и друзей. Для ребят важно иметь возможность открыто грустить, «не держать все в себе». Главная форма поддержки для них – слова утешения от взрослых в моменты грусти. Полученные результаты подчеркивают, что при правильных обстоятельствах дети могут сформулировать, в какой форме поддержки они нуждаются. Например, ребятам помогало, когда их близкие говорили, что горе не будет длиться вечно, разрешали отпускать печальные чувства, позволяли самостоятельно принимать решения, допустим, выбирать цветы для похорон. Дети также дали советы сверстникам, оказавшимся в такой же ситуации. Большинство рекомендаций касались того, как поддержать связь с умершим родителем: через фотографии и сны, посещение кладбища, осознание, что он/она «с вами, просто их нельзя увидеть». Ребята посоветовали «не держать грусть в себе».

«Обними своего плюшевого мишку, а потом иди и найди взрослого. Ты должен сказать ему, что скучаешь по своей маме».

Исследование продемонстрировало, что маленькие дети очень внимательно и серьезно воспринимают и осмысляют жизненный мир, и готовы им поделиться со взрослыми. Нам только нужно быть достаточно смелыми, чтобы отправиться с ними в это путешествие.

Обзор подготовила: Евгения Курилова

НОРВЕГИЯ, ДАНИЯ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, 2022 Мартин Литье (Martin Lytje), Ph.D., Центр кризисной психологии, Бергенский университет, Норвегия; Датское онкологическое общество, Дания Атле Дирегров (Atle Dyregrov), Ph.D., Центр кризисной психологии, Бергенский университет, Норвегия Кэрол Холидей (Carol Holiday), Ph.D., Кебриджский университет, факультет образования, Великобритания