Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

"Решающая роль арктических конвоев во Второй мировой войне"

Так называется статья на англоязычном сайте military.com Джозефа Ф. Микаллефа. Меня заинтересовало - как же так, ведь у нас каждому известно, что почти 50% поставок по ленд-лизу произошло через Тихий океан?

Да и вообще заголовок по нынешним временам довольно вызывающий - разве не сражения под Эль-Аламейном сломали хребет немецкой мощи?

Но оставим его на усмотрение автора, лучше попробуем разобраться в вопросе более подробно. Подсчитано, что всего за годы войны порт Владивостока переработал 7,9 млн. тонн импортных грузов, что почти в 4 раза больше импортных грузов, поступивших в Мурманск и почти в 5 раз больше, чем в Архангельск и другие беломорские порты. Помимо Владивостока и Петропавловска-Камчатского ленд-лизовские поставки принимали — но в гораздо меньшем объеме — Находка, Советская Гавань, Магадан (Нагаево), Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск.

Так в чём же дело? Давайте зайдём с другой стороны, а что важнее для победы, - поставки самолётов, танков, снарядов и другого оружия, или тушёнки, проводов, алюминия, обмундирования и другого снабжения?

Похоже, мистер Микаллеф считает, что первое, тем более, он упоминает: По советско-японскому договору о нейтралитете советские корабли могли перевозить только невоенные грузы и припасы.

Это упоминается также в работе С.М. Монина о ленд-лизе: ... через Тихий океан СССР получал прежде всего продовольствие, горючее, машины, оборудование, транспортные средства, предметы потребления.

Но и эти поставки проходили не так уж гладко, благодаря усилиям японцев, бывших союзниками Германии. До декабря 41 года грузы перевозились и американскими пароходами, но много они сделать не успели. С декабря 1941 года, после начала войны между США и Японией, делать это могли только советские суда с советскими командами.

На них наносилась специальная маркировка - советский флаг на белом фоне и надпись USSR. Ночью судно несло специальные "нейтральные" огни.

Что не помешало японским подводным лодкам и авиации потопить транспорты «Кречет», «Свирь-строй», «Майкоп», «Перекоп», «Ангарстрой», «Кола», «Белоруссия», «Павлин Виноградов», «Обь», «Ильмень», «Трансбалт». Транспорты «Ашхабад», «Колхозник» и «Киев» стали жертвами нападения неопознанных подводных лодок.

Хотя и приписываемые японцам вполне могли стать жертвами американцев. Чарльз Локвуд, командовавший американским подводным флотом на Тихом океане, отдал своим подчиненным недвусмысленный приказ: «Топи их всех!».

Помимо этого, за 1941-44 год японцами были задержаны и досмотрены 178 наших судов, причём некоторые удерживались месяцами. Вот тебе и нейтралитет! Суда наши ходили там без системы конвоев. Осложняло положение то, что японцы в течение всей войны закрыли незамерзающий Сангарский пролив для прохода советских судов. Оставались Цусимский и Лаперуза, в котором самураи выставили минные поля. Остальные проливы могли по полгода быть закрытыми льдами. Да и вообще, Курильские острова принадлежали на тот момент японцам, как и южная половина Сахалина.

Оставался ещё Северный морской путь, но опять же он не был проходим круглый год, а в западной его части создавали опасность немецкие подводные лодки и рейдеры.

И после всего этого находятся типы, сокрушающиеся по поводу коварства СССР, нарушившего в конце концов Договор о нейтралитете с Японией. В отличие от нападений Японии без объявления войны, договор о нейтралитете был денонсирован СССР ещё 5 апреля 1945 года. Так что к августу уже 4 месяца никакого нейтралитета не существовало. И война была Молотовым официально объявлена.

Можно ли разделять поставки вооружений и стратегических материалов? По-моему, эти вещи неразделимы.

А здесь о приключениях моряков японских транспортных судов во время той войны:

Необычная история моряков японского судна в 1945 году
Как японский транспорт напал на свою подводную лодку и немного о японском хрене

................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь