Я сильно задумалась над вопросом, который подняли в комментариях к предыдущему посту в телеграме. Что делать, если человек готов идти в новый день литературы, но по каким-то критериям его текст туда не войдет? Вопрос настолько значительный, что я вертела его довольно долго, потому что как раз имею дело с очень разными текстами. Которые объединяет желание авторов отдать в работу этот текст мне. Что значит «желание отдать текст мне»? Я давно и четко сформулировала определенный посыл, который многим откликнулся. Это посыл о величии писательского ремесла, об идейных книгах, о желании эксперимента и работы над вкладом в историю литературы, о свободе от новомодных догм писательства ради почти мистической составляющей творческого процесса.
И я получаю в редактуру и на лит.анализ просто невероятно разные книги. Возьму несколько последних.
Например, детектив, линия которого выводит к общесоциальной проблематике общества. Или роман об искусстве, в котором искусство разрушения борется с искусством созидания. Или фэнтези, в котором нет какой-то определенной идеи, но оно настолько полно жизни, что кажется, будто автор отдал свою жизнь в книгу. Или же роман-притча о сознании, написанный с юмором и легко. Или автофикшн – история бизнеса, которая рассказывает об изменении мышления и сопутствующем успехе. Или вот прислали книгу об абьюзе: я думала, наверное, все будет очень жестко и мрачно, но книга очень воодушевляющая, ее героини, пережившие насилие, обретают силу и радость жизни. Простите, я тут далеко не про всех замечательных, а то долго перечислять.
Мне вдруг подумалось об импрессионистах. Они объединились не под жанром и не в рамках «как им писать новое направление», а по направлению даже не искусства еще, а направлению восприятия жизни и мира, каждый в этом направлении искал свою форму, цвета, тематику. Они были очень разными. Например, мне импонирует в их случае отказ от черного цвета в картинах, как деталь. Потому что я главным образом хочу сказать категоричное нет отчаянию и бессмысленности человека – по сути черному цвету, но есть «но».
Другой вопрос тоже очень важный. Идеи могут быть прекрасными, но вопрос в том, как они воплощены. Я не раз слышала заявление о том, что вот мой текст с большой идей и значимым содержимым. Открываю книгу, а текст сырой, скомканный (я не про ошибки). Дело в том, что идею я понимаю, и как говорят авторы, действительно понимаю, даже в таком полуфабрикатном виде. И мне ясно, почему автор считает, что этот текст важен – идея его волновала, он ее прожил, она значима, она вела его – это видно по тексту. Но мастерства и опыта не хватило, чтобы достойно ее оформить. Конечно, возникает внутреннее противоречие: ощущение чего-то значительного, ради чего писалась книга, и как же так – сил и опыта не хватило. То есть человек может быть очень умным и глубоким, с прекрасными идеями и пониманием жизни, которое коррелирует, например, с новым направлением, то есть «он в команде», но это не гарантирует, что его творчество может иметь готовую форму.
Я к тому, что наиболее важным мне кажется само направление, его наличие, а не атрибуты, определения и критерии. Взамен бесконечному сетованию на несовершенство мира провозгласить созидание: оно может идти через идею или через чувство, через легкость или через мглу. Любого жанра, любой формы. Но оно должно быть ради чего-то, а не просто так. Оно должно быть словно кирпичик будущего мира, и нам брать ответственность за то, что мы несем в мир. Наши сказки и романы о любви, социальные драмы и бытовые рассказы, детективы и фэнтези, хорроры и сюрреализм – объединяющей особенностью должен быть элемент я, бы выразилась, жизнеутверждающий. Тут я приведу странный пример. «Идиот» Достоевского несмотря на всю его мрачнину, невменяемых героев и грустной концовки, полон света и красоты из-за Мышкина. Понимаете, нет предела, но есть общее наше желание найти смысл и красоту мира. Через что бы это ни выражалось.
«…хоть мы и творим наедине с собой, творим мы вовсе не для самих себя. Мы всегда творим мир, мы создаем пространство мира своими произведениями. Мы работаем на тонком плане, постоянно воссоздавая невидимое информационное поле, контекст эпохи, достраиваем общую душу человечества своими душами, выраженными через творчество. Это бесконечный поток и взаимообмен с миром…»
«Творчество - путь души»
Эта размытость определения дает нам свободу для самовыражения. Я ненавижу рамки конкурсов, заданных тем, тенденций, повесточку, направляющие писателей. Я верю, что время – не мы – выхватывает то, что оно считает нужным из всего многообразия, что мы творим в свободе. Стала же когда-то внезапно популярной, не среди детей, между прочим, сказка о Питере Пене Дж.Барри – таково было время, оно наш судья.
____________________________________
Анна Гутиева
"Творчество - путь души" - подписка на главы
Информация об авторе, редактуре, анализе текстов здесь
МАК для работы с творческими процессами купить
Соцсети:
Телеграм https://t.me/editor_gutieva
ВК https://vk.com/public192526943
#искусство #литература #творчество #культура россии #общество и люди #книжный блог #редактор #книга