Найти тему
CLIL_эксперимент

ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

ЧАСТЬ 1. ЧТО ТАКОЕ CLIL?

Е. В. Малышева
(Санкт-Петербург, Россия)
Е. Ю. Птушенко
(пгт. Дружная Горка, Ленинградская область, Россия)


История обучения иностранным языкам может быть охарактеризована как динамичный процесс постоянных поисков более эффективных стратегий, тактик и методов обучения. В конце XX – начале XXI веков педагоги и лингвисты Европы и США подчеркивают важность обучения иностранному языку во взаимодействии с предметным содержанием, где язык и содержание (content) выступают на равных. Практика применения предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) за рубежом свидетельствует о нарастающей популярности данного явления. В России эта технология находится в стадии изучения, частичного внедрения некоторых элементов CLIL в высшем и среднем профессиональном образовании. Вопрос же использования предметно-языкового интегрированного обучения в общеобразовательной школе мало изучен, чаще всего технология применяется лишь педагогами-энтузиастами в ограниченных ситуациях. В данной статье будет показан опыт использования технологии предметно-языкового интегрированного обучения в средней общеобразовательной школе, а также
указаны дальнейшие перспективы.
Акроним CLIL (content and language integrated learning) был предложен в
1994 году одним из исследователей, работающих в сфере полилингвизма и билингвального обучения в университете Финляндии Ювяскюля, Дэвидом Маршем (D. Marsh). Преподаватель Эдинбургского университета До Койл (Do Coyle) описывает термин CLIL как общий термин, принятый Европейской сетью администраторов, исследователей и практиков в середине 1990-х гг., охватывающий любую деятельность, в которой иностранный язык используется в качестве инструмента изучения неязыкового предмета, где и язык, и предмет играют равные роли, где языковое и неязыковое содержание помещены в один континуум и не предполагается предпочтение или доминирование одного над другим [1].
Эффективное применение технологии предметно-языкового
интегрированного обучения базируется «на концепции 4Сs» [1, с.10]:
содержание (Content), общение (Communication), познание (Cognition),
культура (Culture). Считается, что урок с применением технологии CLIL не
является в полной мере языковым уроком и не является предметным уроком, транслируемым на иностранном языке [2]. В нашей стране технология предметно-языкового интегрированного обучения чаще всего используется в рамках обучения иностранному языку. На уроке иностранного языка с применением этой технологии формируются все четыре языковых навыка (с помощью чтения либо аудирования учащиеся получают основную информацию о содержании; при обсуждении содержания (говорение) участники процесса фокусируются на беглости, точность же и грамотность воспринимаются как подчиненные; письмо либо говорение являются завершающим этапом в рамках подобного рода уроков).
Если рассматривать структуру урока с точки зрения того что содержание
и язык должны быть представлены в равной мере, то можно говорить о
четырехэтапной структуре урока: 1) обработка текста (текст может быть
представлен как в устной так и в письменной форме); 2) идентификация и
организация знаний; 3) идентификация языка; 4) работа, направленная как на закрепление языковых навыков так и на запоминание содержания
(заключительный этап).
Важной составляющей успеха внедрения данной технологии является
наличие билингвальных специалистов-предметников. Возможно
взаимодействие учителя-предметника и преподавателя иностранного языка в рамках проведения одного урока, но практика применения данной технологии в одной из школ Ленинградской области показала, что
преподаватель (учитель), который обладает знаниями содержания предмета и имеет соответствующий уровень владения иностранным языком, оказывается более мобильным в плане мгновенного изменения «маршрута» деятельности обучаемых в рамках одного урока.

В последующих статьях будет рассмотрена практика применение технологии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) в образовательном процессе.