Прежде чем приступить к работе над натюрмортом, выполним не-
сколько эскизов с целью найти наиболее удачное композиционное ре-
шение. Задача заключается в том, чтобы, сделав, по вашему мнению,
хорошую в художественном отношении постановку, определить самую
выгодную для нее точку зрения. Как и в жизни, всякий предмет с ка-
кой-то стороны выражает свои свойства полнее, с другой меньше, то
же и с натюрмортом в целом. Есть в нем оправданные тем или иным
смыслом более и менее выгодные позиции.
И это еще не все. Композиция может измениться к лучшему или
худшему, если мы, скажем, выберем точку зрения при низком или вы-
соком горизонте, чуть правее или чуть левее к основным осям натуры
(по горизонтали и вертикали).
Принято говорить, что искусство начинается от «чуть -
чуть короче, уже или шире — в рисунке, или чуть голубее или зеле-
нее — в живописи, и стало как раз то, что надо. Но как определить,
где начинается это «чуть чуть» в композиции, если мы не сделаем не’
сколько композиционных проб и не сравним их между собой?
Внимательно рассмотрите натюрморт (рис. 44). С какой точки зре-
ния его наиболее выгодно было изобразить? Какого формата взять
лист бумаги? Как построить композицию — по горизонтали или по вер-
тикали? Иногда, даже искушенному в работе, трудно сделать выбор сра-
зу, без колебаний.
Лучше всего, чтобы избавиться от сомнений, сделать эскизные про-
бы. Сравнение их между собой помогает утвердиться в решении,
Так, если смотреть на наш натюрморт слева (рис. 45), постановка
лишается собранности, компактности, каждый из предметов восприни-
мается порознь, обособленность между предметами усугубляется еще
и тем, что кувшин, поставленный против света, читается плоским силуэтом, а скользящий, бликующий свет на гип-
се образует резкие контрастные тени.
А если смотреть справа? Это уже интерес-
нее (рис. 46). И все же по сравнению с окон-
чательно избранной нами композицией (рис. 44)
есть свои недостатки: темное пятно кувшина,
попадая на темный же фон, обедняет тональное
богатство натюрморта.
Как и в первом случае, наблюдается раз
двойственность композиции на правую и левую ча-
сти. Композиция лишена пластического един-
ства. Скользящий по гипсу свет скрадывает
рельеф маски и этим обедняет се пластическую
основу. Очевидно, композиция станет более вы-
разительно, когда единство в ней будет дости-
гаться путем разнообразного сочетания светлых
и темных пятен, линий прямых, жестких с ли-
ниями более мягкими, округлыми при различии величин и характера
форм, слагающих постановку.
Так, в выбранном нами композиционном решении боковой свет
выгодно «лепит» форму кувшина, определяя его четкий силуэт на фоне
‘светлого гипса. Так же моделируется светом и рельеф маски на гип-
‘совой плите. Нет назойливости уходящих в перспективу линий. О6-
щая тональность получает развитие через промежуточные нюансы от
белого в светах до темного в тенях. Таким образом, этюд обладает
собранностью, единством и в то же время разнообразием.
Но представим себе, что натюрморт, поставленный против источ-
ника света, заинтересовал нас контрастами пятен света и тени, особой
выразительностью силуэтов или какими-то иными качествами, Тогда в
‘согласии с новыми задачами, может быть, соответственно изменив по-
становку, мы и остановим свой выбор на дру-
той точке зрения— с этого нового для нас
`Для аналогичных упражнений можно также
взять несколько простых предметов, например
кувшин, хлеб или простой формы вазу, яблоко,
книгу и т. д. Расставьте их так, как, по вашему
мнению, наиболее полно и выгодно смотрится
их форма, цвет, выявляются свойства материала.
Меняйте расстояния между предметами, сбли-
жайте одни, отдаляйте другие, пробуйте поис-
кать различные варианты положения предметов
по отношению к источнику освещения (при пря-
мом или боковом свете).
Такие упражнения целесообразно провести
в течение двух-трех занятий по часу или полто-
ра часа каждое.
Вы, очевидно, обратили внимание на то, что по ходу изложения —
и тогда, когда мы анализировали произведения художников, и когда
делились соображениями, как лучше сделать постановку, — мы то и де-
ло упоминали слова «естественность», «правдивость», «как в жизни».
Действительно, чувство правды неотделимо от других прочих качеств,
которые составляют достоинства всякого художественного произведе-
ния, в том числе и в таком жанре, как натюрморт. Поэтому чтобы раз-
вить в себе «чувство правды», «живой природы», совершенно необходи-
мо учиться находить темы «натюрмортов» в самой жизни — в быту у
себя дома, на работе — везде, где только представляется возможность.
Дело будет зависеть от вашей наблюдательности, художнической
зоркости. В самом деле, только жизнь и может одарить художника чем-
то новым, таким, что характерно для нашего сегодняшнего быта.
С каждым годом все решительнее внедряются новые материалы, воз-
никают новые формы предметов быта, представление о красоте вещи
увязывается с простотой, удобствами в обращении с ней и т. п.
Даже традиционный натюрморт с овощами и фруктами в условиях
современной кухни — светлой, непременно связанной с блеском эмали,
с яркой окраской предметов, будет иным по художественному содер-
жанию и смыслу. Или, находясь в столярной мастерской, вы обратили
вдруг внимание на верстак. Среди свежих, пахнущих смолой стружек
оставлен рубанок — он может быть конструктивно новым, не деревян-
ным, а из металла, рядом с рубанком киянка, долото или стамеска.
Опять свои краски, свои формы. Не увидев такого натюрморта в жиз-
ни, конечно, и не сочинишь его для постановки.
А сколько возможностей заключает обычный подоконник, особен-
но если окно выходит в сад: летом одни возможности, зимой другие,
осенью третьи; днем и вечером — опять своя жизнь: тут и оставленные
ребенком игрушки, тут и аквариум рядом с кактусами, или кто-то, соби-
раясь на каток, положил на минутку вместе с коньками вязаные ва-
режки и нарядную спортивную шапочку — всех возможностей не
счесть, как и в жизни.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.02_-1965г#Попрограммехудучилища#Натюрморт