Найти тему
325 подписчиков

Живопись акварелью. Натюрморт. Интерьер (продолжение). ПОСТАНОВКА НАТЮРМОРТА И ВЫБОР ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Прежде чем приступить к работе над натюрмортом, выполним не-

сколько эскизов с целью найти наиболее удачное композиционное ре-

шение. Задача заключается в том, чтобы, сделав, по вашему мнению,

хорошую в художественном отношении постановку, определить самую

выгодную для нее точку зрения. Как и в жизни, всякий предмет с ка-

кой-то стороны выражает свои свойства полнее, с другой меньше, то

же и с натюрмортом в целом. Есть в нем оправданные тем или иным

смыслом более и менее выгодные позиции.

И это еще не все. Композиция может измениться к лучшему или

худшему, если мы, скажем, выберем точку зрения при низком или вы-

соком горизонте, чуть правее или чуть левее к основным осям натуры

(по горизонтали и вертикали).

Принято говорить, что искусство начинается от «чуть -

чуть короче, уже или шире — в рисунке, или чуть голубее или зеле-

нее — в живописи, и стало как раз то, что надо. Но как определить,

где начинается это «чуть чуть» в композиции, если мы не сделаем не’

сколько композиционных проб и не сравним их между собой?

Прежде чем приступить к работе над натюрмортом, выполним не- сколько эскизов с целью найти наиболее удачное композиционное ре- шение.

Внимательно рассмотрите натюрморт (рис. 44). С какой точки зре-

ния его наиболее выгодно было изобразить? Какого формата взять

лист бумаги? Как построить композицию — по горизонтали или по вер-

тикали? Иногда, даже искушенному в работе, трудно сделать выбор сра-

зу, без колебаний.

Лучше всего, чтобы избавиться от сомнений, сделать эскизные про-

бы. Сравнение их между собой помогает утвердиться в решении,

Прежде чем приступить к работе над натюрмортом, выполним не- сколько эскизов с целью найти наиболее удачное композиционное ре- шение.-2

Так, если смотреть на наш натюрморт слева (рис. 45), постановка

лишается собранности, компактности, каждый из предметов восприни-

мается порознь, обособленность между предметами усугубляется еще

и тем, что кувшин, поставленный против света, читается плоским силуэтом, а скользящий, бликующий свет на гип-

се образует резкие контрастные тени.

Прежде чем приступить к работе над натюрмортом, выполним не- сколько эскизов с целью найти наиболее удачное композиционное ре- шение.-3

А если смотреть справа? Это уже интерес-

нее (рис. 46). И все же по сравнению с окон-

чательно избранной нами композицией (рис. 44)

есть свои недостатки: темное пятно кувшина,

попадая на темный же фон, обедняет тональное

богатство натюрморта.

Прежде чем приступить к работе над натюрмортом, выполним не- сколько эскизов с целью найти наиболее удачное композиционное ре- шение.-4

Как и в первом случае, наблюдается раз

двойственность композиции на правую и левую ча-

сти. Композиция лишена пластического един-

ства. Скользящий по гипсу свет скрадывает

рельеф маски и этим обедняет се пластическую

основу. Очевидно, композиция станет более вы-

разительно, когда единство в ней будет дости-

гаться путем разнообразного сочетания светлых

и темных пятен, линий прямых, жестких с ли-

ниями более мягкими, округлыми при различии величин и характера

форм, слагающих постановку.

Так, в выбранном нами композиционном решении боковой свет

выгодно «лепит» форму кувшина, определяя его четкий силуэт на фоне

‘светлого гипса. Так же моделируется светом и рельеф маски на гип-

‘совой плите. Нет назойливости уходящих в перспективу линий. О6-

щая тональность получает развитие через промежуточные нюансы от

белого в светах до темного в тенях. Таким образом, этюд обладает

собранностью, единством и в то же время разнообразием.

Но представим себе, что натюрморт, поставленный против источ-

ника света, заинтересовал нас контрастами пятен света и тени, особой

выразительностью силуэтов или какими-то иными качествами, Тогда в

‘согласии с новыми задачами, может быть, соответственно изменив по-

становку, мы и остановим свой выбор на дру-

той точке зрения— с этого нового для нас

`Для аналогичных упражнений можно также

взять несколько простых предметов, например

кувшин, хлеб или простой формы вазу, яблоко,

книгу и т. д. Расставьте их так, как, по вашему

мнению, наиболее полно и выгодно смотрится

их форма, цвет, выявляются свойства материала.

Меняйте расстояния между предметами, сбли-

жайте одни, отдаляйте другие, пробуйте поис-

кать различные варианты положения предметов

по отношению к источнику освещения (при пря-

мом или боковом свете).

Такие упражнения целесообразно провести

в течение двух-трех занятий по часу или полто-

ра часа каждое.

Вы, очевидно, обратили внимание на то, что по ходу изложения —

и тогда, когда мы анализировали произведения художников, и когда

делились соображениями, как лучше сделать постановку, — мы то и де-

ло упоминали слова «естественность», «правдивость», «как в жизни».

Действительно, чувство правды неотделимо от других прочих качеств,

которые составляют достоинства всякого художественного произведе-

ния, в том числе и в таком жанре, как натюрморт. Поэтому чтобы раз-

вить в себе «чувство правды», «живой природы», совершенно необходи-

мо учиться находить темы «натюрмортов» в самой жизни — в быту у

себя дома, на работе — везде, где только представляется возможность.

Дело будет зависеть от вашей наблюдательности, художнической

зоркости. В самом деле, только жизнь и может одарить художника чем-

то новым, таким, что характерно для нашего сегодняшнего быта.

С каждым годом все решительнее внедряются новые материалы, воз-

никают новые формы предметов быта, представление о красоте вещи

увязывается с простотой, удобствами в обращении с ней и т. п.

Даже традиционный натюрморт с овощами и фруктами в условиях

современной кухни — светлой, непременно связанной с блеском эмали,

с яркой окраской предметов, будет иным по художественному содер-

жанию и смыслу. Или, находясь в столярной мастерской, вы обратили

вдруг внимание на верстак. Среди свежих, пахнущих смолой стружек

оставлен рубанок — он может быть конструктивно новым, не деревян-

ным, а из металла, рядом с рубанком киянка, долото или стамеска.

Опять свои краски, свои формы. Не увидев такого натюрморта в жиз-

ни, конечно, и не сочинишь его для постановки.

А сколько возможностей заключает обычный подоконник, особен-

но если окно выходит в сад: летом одни возможности, зимой другие,

осенью третьи; днем и вечером — опять своя жизнь: тут и оставленные

ребенком игрушки, тут и аквариум рядом с кактусами, или кто-то, соби-

раясь на каток, положил на минутку вместе с коньками вязаные ва-

режки и нарядную спортивную шапочку — всех возможностей не

счесть, как и в жизни.

#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.02_-1965г#Попрограммехудучилища#Натюрморт