Найти тему

Люди с железной хваткой

Металлургическое производство Иркутского авиационного завода состоит из девяти цехов. По объемам выпускаемой продукции его работу можно сравнить с деятельностью большого завода: кстати, он так и назывался в середине 90-х. Изготовление каждого самолета начинается именно в этих цехах – с заливки первых деталей.

«Горячей» металлургией занимаются три цеха: литейный, кузнечно-прессовый и термообработки. Здесь работают по-настоящему железные люди: например, плавильщики и заливщики, которые управляются с раскаленным металлом в ковше под 50 килограммов! Или – в кузнице делают заготовки с помощью трехтонного молота. Три цеха занимаются покрытиями разных видов. Еще один цех работает с неметаллами, другой – с текстильными изделиями, а третий отвечает за металлургическую оснастку.

– В настоящее время на металлургическом производстве работают 950 человек, – рассказывает Андрей Борисович Залесский, начальник металлургического производства ИАЗ. – По результатам марта мы выполнили комплектность по товару практически на 100 %. Я абсолютно уверен в каждом нашем сотруднике.

Участок точного литья в литейном цехе находится в здании, которое было построено в 40-х годах прошлого века. Но благодаря активному участию всех сотрудников и помощи сотрудников бережливого производства, сегодня все на производстве отвечает самым высоким требованиям – от телеметрии до рентгена.

– Большинство наших сотрудников – женщины: работа здесь требует особой внимательности и щепетильности, – рассказывает Антон Николаевич Погодаев, начальник участка литейного цеха. – Мы все учились мастерству у бывшего начальника участка Валентины Ивановны Усановой: она уже на пенсии. А сегодня одна из лучших наставниц на участке – Екатерина Васильевна Бедарева.

Ее ученица Альбина Александровна Королькова рассказывает, что пришла на завод случайно, но сразу же полюбила работу по изготовлению моделей из парафина. А ее коллега травильщик Татьяна Вячеславовна Якубович говорит, что ценит ИАЗ за стабильность. В соседней комнате Ирина Валерьевна Ведерникова опускает в большую емкость со льдом парафиновую модель, чтобы она остыла. На участке все устроено «по змейке», чтобы все этапы изготовления деталей происходили последовательно: в соседних помещениях, друг за другом. Но сердце всего цеха – горячая группа, где происходит плавка металла. Это ведь основа металлургии! Самый опытный плавильщик Анатолий Иннокентьевич Волчатов заливает готовые формы: температура стали выше полутора тысяч градусов.

– Всего наш цех выпускает 2200 номеров отливок, – говорит Евгений Игоревич Полозов, начальник литейного цеха. – Многие из них другие заводы уже не делают. Литейное производство находится у самых истоков строительства самолета: каждый самолет процентов на 30 состоит из литья. Мы начинаем работать с рудой, песком и глиной, а на выходе у нас готовые детали, которые после обработки в цехах механо-сборочного производства, встают на самолет. На металлургов сегодня в России практически нигде не учат, поэтому все основы познаются на практике. Такую важную профессию можно освоить только на производстве. У нас практически нет текучести кадров. Каждый сотрудник по-настоящему любит свое дело. А ведь сколько здесь профессий: формовщик, плавильщик, пескоструйщик, обрубщик, травильщик! Всего в цехе сейчас работают 87 человек. И мы готовы выполнить любую задачу!

Автор текста: Андрей Колганов, ИАЗ