Найти тему
Охота не работа

Согласия нам не хватает

Сначала история.

В 80-е, на излете конских цен на мех, с дедом Морозовым, который тогда был вполне мальчишка – пятьдесят только разменял – систематически случался казус. Каждое лето подходил к нему незваный гость, всякий раз новый, и говорил сакраментальную фразу: «как угодья будем делить, дед».

Казалось бы, тем деньги стучались в голову. НО, к их чести, нет. В те годá лучше было лес сечь. Бичевать в партиях. Надрываться на приисках. Выхлоп там поболее был. А то и сторожить чего, если руки неудачно выросли. Да и промыслу учиться надо долго. Обустраивать рабочее место. А принеси–подайке учиться не надо, характер только умéрить. Да и на мирӳ пропасть не дадут. Не то, что одиночке.

Объяснялся энтузиазм сорвиголов просто. Охота, с царей повелось, считалась развлечением. А кто не хочет развлечение сделать своей профессией.

Почему дед крайним оказывался, потому что угодий у него было несчитано. Приезжий не знал, почему их у деда столько. А потому это было, что сто км горною рекою и сто км тайгою, только за столом просто. А на пленере не всегда возможно. Потому ни один мечтатель угодий деда до тех так и не добрался.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Но уже в 90-е сидели мы с дедом на берегу Великой Реки, у костерка, гадая за чаем, куда делись мόлодцы? Вдруг, и напрочь.

Все было просто - открылись им окна возможностей. Среди каменных джунглей. И будущие «хозяева охоты», пока робкие, начали осваивать леса. И как-то тихой сапой выморочили себе к 10-м годам 80% угодий. Неудобные 20% оставив народу.

Минуло треть века с начала перестройки охоты, и снова мы в 80-х – когда усталость от людей, законов и порядков есть у многих. Но теперь приобретенная предприимчивость спорит с природной ленью, поскольку выхлоп от охоты обратный.

----------------------------------------------------------------------------------

Вот на фоне этих: истории, казуса и парадоксов, поговорим о согласии. Которое начало и причина всякому делу, ладу и миру. Потому что - какой мир на войне.

------------------------------------------------------------------------------

Произошел всероссийский бедлам в тайге, как мы знаем, после того, как неизвестные самочинно определили охоту исключительно в развлечение, предельно запутав законодательство.

Тогда из общей массы охотников, на фоне наваленных в кучу понятий, определений и ритуалов, неверно названных законами, начали выделяться группы по интересам.

И если мотивы охотников-«классиков» просты, разумны, традиционны и понятны: Романтика пополам с генетикой*. То мотивы клубов при охоте** донельзя искусственны. Не-природны, скажем. И анти-системны.

А что же делать. А немного – два шага всего.

Шаг первый:

Охотникам старого обряда, самостоятельно ограничивающим себя, не ограничивать охоту надо, не преследовать, ловить их, и наказывать их. И только их. Чем дальше, тем безумнее. А стимулировать, да хоть и доплачивать за верность традициям. И безусловно отдать 99% угодий. Поскольку самоограничение всегда лучше имитации борьбы с бреками, потому что работает. А хапуг и рвачей они сами отрегулируют.

А второй группе оставить искусственную среду. Для понта 1% угодий за забором им хватит. Где есть дороги. Где можно похвастаться приборами. Посидеть в засаде. Бухнӳть на кровях. Разъехаться крутыми. А трофейщикам, тем и дичь и услугу по-карману купить. Зачем им собственные территории. … и далее по списку целей клубов, используя старую схему: деньги-товар. Потому что инстинкты не товар, а за деньги нельзя покупать то, что дано человеку даром.

Второй шаг:

Заняться систематизацией охотников, терминов и определений***. Отойти от самоназваний и четко обозначить: а) что есть охота, б) что есть услуга, в) что есть норма, г) кто хозяин природы, д) как считать, е) как управлять, ж) где деньги брать, з) где деньги? … , э) кому покупать, ю) кто виноват, я) что делать … и т.д.

Поскольку получившаяся нынешняя усложненная буржуазная схема через аренду, череду разрешителей – владельцев - охранников - надзирателей – проверяющих упала на нищую почву.

И, очевидно, не может из нее (из почвы) высосать денег даже на имитацию «управления» самоуправляемым. Отсюда неадекватные цены, штрафы и иски. Не оправданные ничем, и ущербом в т.ч. А заточенные на окупаемость «владения». И «охраны», от которой вреда, пожалуй, больше, чем от брека****.

И главный шаг – для тех, кто верует в управление и «элиты». Как-то образовывать эти элиты надо, сделать их порядошными и нравственными. Хотя это и звучит утопически. Но в момент очищающих бедствий мутное и лишнее от элит само отваливается. Надо всего-то элиты в бой послать. Хотя можно и на двухнедельных курсах научить порядошности. На которых губернаторов теперь готовят.

---------------------------------------------------------------------------

О том мы и рассуждали с дедом. В 80-е, 90-е, 00-10-е, и сейчас снова, сидя на берегу Великой Реки.

А лед подвинулся. Уйдет скоро. И мы знаем наперед, что первыми «ловить бреков» поедут всевозможные администрации. С примкнувшим к ним бизнесом. Потом надзоры. Друг за другом, и все подряд. Потом силовики. А уж затем крестьяне, названные бреками.

И что характерно, последовательность «допуска к охране природы» не меняется уже 30 лет. А дичи и рыбы все меньше-меньше и меньше.

Несмотря на все более ужесточающуюся систему контроля, и увеличение числа контролеров. Такого их количества, к слову, природа может и не пережить.

фото автора
фото автора

(*-это у братьев наших. Терпеливых гончатников. Усидчивых гусятников. Шустрых лаешников. Легашатников по красной. Самотопщиков. И др. честных охотников)

(**-клубов «горных охотников». Любителей Большой Русской Пятерки (С некоторой натяжкой – и Семерки). Загонных радостей «двудульщиков по копыту». Сурковых дальнобойщиков, те, что варминтерами (от: vermin?) себя самокритично зовут. Опасливых вышечников. Любителей сервиса. Свиноводов и свинобоев. Вольерных путешественников и т.п.)

(***-учитывая, что брутальную двустволку уже переделали в дамскую «двудулку», а благородных копытных в пренебрежительное «копыто»… пора и все остальное переназвать. При охоте что, конечно же)

(****-это не потому, что охранники плохие, а потому что их анти-система отбирает)