Начатая 17 сентября 1944 года, операция "Маркет Гарден" стала крупнейшей воздушно-десантной операцией Второй мировой войны. Ее успех мог обеспечить союзникам победу над Германией уже в 1944 году. Однако этого не произошло. Генерал Станислав Сосабовский, командовавший 1-й отдельной парашютной бригадой, не сомневался, что все пойдет не так.
Смелая концепция, разработанная маршалом Бернардом Лоу Монтгомери, предусматривала комбинированную атаку парашютных войск ("Маркет") и наземных войск ("Гарден").
Очень несовершенный план
Согласно Энтони Бивору в его книге "Вторая мировая война", целью союзников был захват ряда мостов через два канала, Мозель, реку Ваал и Рейн в районе голландских городов Неймеген и Арнем. Это позволило бы им выйти в немецкий тыл и нанести решающий удар по вермахту.
Захват переправ был возложен на подразделения I воздушно-десантного корпуса генерала Фредерика Браунинга. В состав корпуса также входила польская 1-я отдельная парашютная бригада под командованием генерала Станислава Сосабовского.
По плану десантники должны были продержаться 48 часов после захвата мостов. Именно столько времени, как ожидалось, потребуется корпусу генерала Брайана Хоррокса, наступающему из района Бельгии, чтобы достичь этого места.
Когда операция началась 17 сентября 1944 года, быстро стало очевидно, что план британского маршала полностью провалился. Немецкие войска оказались намного многочисленнее, чем предполагалось.
Тем не менее, окруженные десантники героически сражались более недели, и выжившие десантники отступили только в ночь с 25 на 26 сентября.
Плохое планирование
В своих мемуарах "The Road Was Fallow" генерал Сосабовский описал то, что, по его мнению, стало решающим фактором в тяжелом поражении союзников под Арнемом.
В первую очередь он указал на плохую оценку сил противника штабом Монтгомери, которая:
Была одной из главных причин неудачи. 30-му британскому корпусу потребовалось не 48 часов, как было рассчитано, а почти неделя, чтобы достичь района расположения 1-й британской воздушно-десантной дивизии и польской парашютной бригады.
Еще одной причиной поражения он назвал неудачный выбор мест высадки и приземления 1-й дивизии вдали от объектов, которые нужно было захватить врасплох. Кроме того, ошибкой были паузы в течение всего дня в отдельных пролетах элементов дивизии. Это позволило немцам уничтожить дивизию по частям.
Спешка оказалась решающим фактором.
В то же время Сосабовский подчеркнул, что скорость достижения 30 британским корпусом района Арнема была фундаментальным условием успеха операции. И именно этой скорости не хватало.
Генерал также выразил мнение, что с британской стороны не было достаточного понимания того, что спешка является здесь решающим фактором. В этих обстоятельствах, даже если:
1-я британская воздушно-десантная дивизия высаживалась и приземлялась, не с интервалами (по одному вылету в день), на правильных воздушных и десантных площадках, если бы она даже захватила оба моста - автомобильный и понтонный, и даже железную дорогу, то - по моему мнению - весьма сомнительно, что при всем героическом поведении солдат этой дивизии, как это было во время боя, она смогла бы удерживать эти пункты в течение 7 дней.
Поражение под Арнемом дорого обошлось союзникам. Общие потери союзников в этой операции составили почти пятнадцать тысяч человек.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях.
#история #вторая мировая война #маркет гарден #наука #интересные факты