Найти в Дзене
Александр Баунов

Как меняется отношение к войне

«Понятно, в чем главное отличие той памяти о победе, которая была в 1970-е и 1980-е, которая начала менять свой характер в 1990-е и окончательно изменила его в новом веке. В послевоенном Советском Союзе память о войне была памятью народа-победителя о собственной победе. Соответственно, в этой памяти не было никаких комплексов неполноценности и никаких «веймарских синдромов»…

Начиная с 1990-х годов у российского народа стал формироваться комплекс побежденной стороны. Таким образом, носителем памяти о победе в Великой Отечественной войне стал народ, который ощущал себя проигравшим и чуть ли не захваченным. Возникло то напряжение, которого не было раньше, хотя в позднесоветское время люди уже говорили: «Что же мы, победители, живем хуже, чем побежденные?»…

Я очень люблю вывешивать в соцсетях на День Победы фотографию своей бабушки на ступенях здания парламента в Вене (тогда это был не парламент, а здание Рейхсгау), где она была в черном, почти вечернем платье и в туфельках на каблучке. Ее офицеры-однополчане, женщины и мужчины, на этой фотографии в форме, а она сразу же переоделась. День Победы был ровно про это: можно снять военную форму и наконец-то надеть условное шанелевское платье и туфли на каблуке.

В 2000-е для многих в России День Победы постепенно стал про то, что нужно снять с себя гражданскую одежду и переоблачиться в военную форму. Почему? Потому что мы теперь не победители, а еще и побежденные. А раз мы — бывшие победители, а не нынешние, что остается делать? Нужно надевать форму и идти драться за неясно кем отобранную победу….

Это сложный день. Такой же сложный, каким для думающих и переживающих христиан был в этом году праздник Пасхи. Сложно праздновать Воскресение и жизнь, когда вокруг — разрушение и смерть. Тем не менее праздник Пасхи был отпразднован, в том числе и этими людьми. Ровно так же был отпразднован и День Победы».

Это три маленьких кусочка из довольно большого разговора разных собеседников с Медузой (признана иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента), о том, как меняется отношение к победе и войне.

И, разумеется, с прошедшим праздником!