Найти тему

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ПРИ ТРАВМЕ | УПРАЖНЕНИЯ

Для начала рассмотрим компоненты сфокусированной на травме когнитивно-поведенческой терапии:

• Психологическое обучение

Предоставление информации о текущих симптомах, наиболее распространенных эмоциональных и поведенческих реакциях, соответствующих типу переживаемой травмы, взаимосвязи между мыслями, чувствами и поведением, о текущем лечении и стратегиях работы над имеющимися у пациента симптомами.

• Навыки воспитания

Обучение опекунов эффективному использованию похвалы, избирательного внимания, тайм-аута и схем поведения, помогающих в ситуационном подкреплении.

• Навыки релаксации

Обучение сосредоточенному дыханию, прогрессивному расслаблению мышц, позитивным мыслительным образам и аэробной нагрузке.

• Регулирование аффекта

Нацелено на оказание помощи молодым людям в более эффективной идентификации собственных эмоций, с помощью таких средств, как дневники чувств или игры, и, следовательно, на помощь в более эффективном регулировании эмоций с помощью приобретения навыков, таких как приостановка мыслей, позитивные мысленные образы, позитивный внутренний диалог, решение проблем и социальные навыки.

• Когнитивные навыки совладания

Проведение тренингов по «внутренним диалогам», взаимному влиянию мышления, эмоций и поведения и помощь в формировании альтернативных, более реалистичных мыслей с тем, чтобы исправить бесполезные убеждения о травматическом событии (например, «если бы я пошел в парк с моим братом, то я бы смог остановить автомобиль, который сбил его»).

• Описание травмы

Цель заключается в том, чтобы добиться более согласованного, последовательного понимания травматического опыта путем постепенного воздействия травматических воспоминаний через чтение, письмо и с помощью выразительных средств, таких как рисование, что в итоге приводит к ослаблению симптомов; с описанием травмы, как с вспомогательным источником воздействия, а также восстановления и улучшения взаимоотношений между родителями и ребенком. 

• Когнитивный процессинг

Дальнейшая проработка и коррекция неправильных и бесполезных мыслей, отмеченных в описании травмы.

• Воздействие на триггеры травмы в естественных условиях (in vivo)

Преследует цель ослабления тревоги и избегания, возникших как защитные реакции на, по сути, безобидные триггеры травмы, посредством постепенного воздействия самих ситуаций.

• Сессии родитель-ребенок

Направлены на усиление ощущения комфорта у ребенка при обсуждении с родителями травматических переживаний, путем проведения совместных встреч, которые обычно происходят после когнитивной переработки и приобретения детьми и их родителями навыков совладания.

• Повышение безопасности в будущем

Обучение навыкам, которые повысят их подготовленность и самоэффективность при столкновении с ситуациями с неминуемым риском для безопасности (например, обучение как сообщать родителям о пугающих или сбивающих с толку ситуациях и переживаниях; обращать внимание на «инстинктивные реакции»; идентифицировать заслуживающих доверия взрослых; как обращаться за помощью).

Хочу предложить Вам несколько примеров упражнений. Например, письменное изложение в неформальном стиле или аудиозапись:

Чтобы раскрыть все подробности травмирующего опыта в неформальном виде, можете написать о пережитом в дневнике или сделать аудиозапись, при этом ответив на вопросы:

  1. Что произошло до травмирующего события? 
  2. Как вы впервые поняли, что что-то не так?
  3. Что случилось дальше?
  4. Что вы сделали?
  5. Каким образом был нанесен ущерб?
  6. Как вы поняли, что все закончилось? 
  7. Что вы делали после этого?
  8. Что делали другие?
  9. Какой момент был наихудшим?

Формирование двойной осознанности:

Вспомните недавнее событие, вызывающее легкое беспокойство, — что-то, чем вы были слегка обеспокоены или смущены. 

- Что вы наблюдаете в своем теле? 

- Что происходит в ваших мышцах? 

- Что происходит в кишечнике? 

- Как меняется дыхание? 

- Частота пульса увеличивается или уменьшается? 

- Становится теплее или холоднее? 

- Если наблюдается какое-либо изменение температуры тела, равномерно ли оно или непостоянно в разных частях тела?

Направьте свою осознанность в ту комнату, в которой сейчас находитесь. 

  • Обратите внимание на цвет стен и плотность ковра.
  • Какая температура в этой комнате? 
  • Чем здесь пахнет? 
  • Меняется ли ваше дыхание по мере изменения вашей осознанности?
  • Постарайтесь не забывать о том, что вас окружает, вспоминая слегка стрессовое событие. 

Можете ли вы сохранить осознанность того, где вы находитесь физически, когда вспоминаете это событие?

Завершите упражнение, сосредоточив осознанность на текущем окружении.

Месседжи гнева: 

Какие у вас есть месседжи, вызывающие гнев?

Определите присущую вам последовательность действий, запускающих и вызывающих гнев месседжей. Можете заполнять не все строки, но обдумайте каждую фразу.

  1. Я говорю себе…
  2. И после этого я думаю…
  3. А потом я обвиняю…
  4. Затем я формулирую суждение о том, что или кого обвиняю…

5.   Затем я выражаю свой гнев…

6.   Чтобы выпустить гнев, я обычно…

Что это упражнение говорит вам о ваших месседжах?

У вас есть возможность изменить каждое из этих сообщений на положительное. Возьмите любое из ранее перечисленных негативных сообщений, которые вы повторяете себе, и подумайте, как вы можете их изменить.

ССЫЛКА НА МОЮ СТРАНИЧКУ В ВК - https://vk.com/docvorontsov

#когнитивно-поведенческаятерапия #психотерапия #психотерапевт #психология #птср #упражненияприптср #медицина #наука #психиатр #сомнолог