Для начала рассмотрим компоненты сфокусированной на травме когнитивно-поведенческой терапии:
• Психологическое обучение
Предоставление информации о текущих симптомах, наиболее распространенных эмоциональных и поведенческих реакциях, соответствующих типу переживаемой травмы, взаимосвязи между мыслями, чувствами и поведением, о текущем лечении и стратегиях работы над имеющимися у пациента симптомами.
• Навыки воспитания
Обучение опекунов эффективному использованию похвалы, избирательного внимания, тайм-аута и схем поведения, помогающих в ситуационном подкреплении.
• Навыки релаксации
Обучение сосредоточенному дыханию, прогрессивному расслаблению мышц, позитивным мыслительным образам и аэробной нагрузке.
• Регулирование аффекта
Нацелено на оказание помощи молодым людям в более эффективной идентификации собственных эмоций, с помощью таких средств, как дневники чувств или игры, и, следовательно, на помощь в более эффективном регулировании эмоций с помощью приобретения навыков, таких как приостановка мыслей, позитивные мысленные образы, позитивный внутренний диалог, решение проблем и социальные навыки.
• Когнитивные навыки совладания
Проведение тренингов по «внутренним диалогам», взаимному влиянию мышления, эмоций и поведения и помощь в формировании альтернативных, более реалистичных мыслей с тем, чтобы исправить бесполезные убеждения о травматическом событии (например, «если бы я пошел в парк с моим братом, то я бы смог остановить автомобиль, который сбил его»).
• Описание травмы
Цель заключается в том, чтобы добиться более согласованного, последовательного понимания травматического опыта путем постепенного воздействия травматических воспоминаний через чтение, письмо и с помощью выразительных средств, таких как рисование, что в итоге приводит к ослаблению симптомов; с описанием травмы, как с вспомогательным источником воздействия, а также восстановления и улучшения взаимоотношений между родителями и ребенком.
• Когнитивный процессинг
Дальнейшая проработка и коррекция неправильных и бесполезных мыслей, отмеченных в описании травмы.
• Воздействие на триггеры травмы в естественных условиях (in vivo)
Преследует цель ослабления тревоги и избегания, возникших как защитные реакции на, по сути, безобидные триггеры травмы, посредством постепенного воздействия самих ситуаций.
• Сессии родитель-ребенок
Направлены на усиление ощущения комфорта у ребенка при обсуждении с родителями травматических переживаний, путем проведения совместных встреч, которые обычно происходят после когнитивной переработки и приобретения детьми и их родителями навыков совладания.
• Повышение безопасности в будущем
Обучение навыкам, которые повысят их подготовленность и самоэффективность при столкновении с ситуациями с неминуемым риском для безопасности (например, обучение как сообщать родителям о пугающих или сбивающих с толку ситуациях и переживаниях; обращать внимание на «инстинктивные реакции»; идентифицировать заслуживающих доверия взрослых; как обращаться за помощью).
Хочу предложить Вам несколько примеров упражнений. Например, письменное изложение в неформальном стиле или аудиозапись:
Чтобы раскрыть все подробности травмирующего опыта в неформальном виде, можете написать о пережитом в дневнике или сделать аудиозапись, при этом ответив на вопросы:
- Что произошло до травмирующего события?
- Как вы впервые поняли, что что-то не так?
- Что случилось дальше?
- Что вы сделали?
- Каким образом был нанесен ущерб?
- Как вы поняли, что все закончилось?
- Что вы делали после этого?
- Что делали другие?
- Какой момент был наихудшим?
Формирование двойной осознанности:
Вспомните недавнее событие, вызывающее легкое беспокойство, — что-то, чем вы были слегка обеспокоены или смущены.
- Что вы наблюдаете в своем теле?
- Что происходит в ваших мышцах?
- Что происходит в кишечнике?
- Как меняется дыхание?
- Частота пульса увеличивается или уменьшается?
- Становится теплее или холоднее?
- Если наблюдается какое-либо изменение температуры тела, равномерно ли оно или непостоянно в разных частях тела?
Направьте свою осознанность в ту комнату, в которой сейчас находитесь.
- Обратите внимание на цвет стен и плотность ковра.
- Какая температура в этой комнате?
- Чем здесь пахнет?
- Меняется ли ваше дыхание по мере изменения вашей осознанности?
- Постарайтесь не забывать о том, что вас окружает, вспоминая слегка стрессовое событие.
Можете ли вы сохранить осознанность того, где вы находитесь физически, когда вспоминаете это событие?
Завершите упражнение, сосредоточив осознанность на текущем окружении.
Месседжи гнева:
Какие у вас есть месседжи, вызывающие гнев?
Определите присущую вам последовательность действий, запускающих и вызывающих гнев месседжей. Можете заполнять не все строки, но обдумайте каждую фразу.
- Я говорю себе…
- И после этого я думаю…
- А потом я обвиняю…
- Затем я формулирую суждение о том, что или кого обвиняю…
5. Затем я выражаю свой гнев…
6. Чтобы выпустить гнев, я обычно…
Что это упражнение говорит вам о ваших месседжах?
У вас есть возможность изменить каждое из этих сообщений на положительное. Возьмите любое из ранее перечисленных негативных сообщений, которые вы повторяете себе, и подумайте, как вы можете их изменить.
ССЫЛКА НА МОЮ СТРАНИЧКУ В ВК - https://vk.com/docvorontsov
#когнитивно-поведенческаятерапия #психотерапия #психотерапевт #психология #птср #упражненияприптср #медицина #наука #психиатр #сомнолог