Найти тему
Ильинская школа

Мудрые уроки Валентины Осеевой

Викторина по произведениям Валентины Осеевой

Художественная литература является одним из важнейших средств духовно-нравственного воспитания. Сегодня проблемы жестокости и равнодушия среди детей становится явной. Необходимость воспитания у подрастающего поколения таких качеств как доброта, отзывчивость, сопереживание, милосердие не вызывает сомнения. В связи с этим хочется обратиться к произведениям Валентины Осеевой, которые остаются актуальными и в наше время. В увлекательной форме писательница помогает понять, что такое дружба, честность, уважение и любовь к людям, чуткость к окружающим.

Цель: развитие нравственных качеств посредством чтения детской художественной литературы.

Задачи:

расширять знания детей о важнейших нравственных качествах;

воспитывать нравственные качества обучающихся через анализ произведений; формировать умение эмоционально откликаться на события, происходящие в произведении;

развивать умение участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;

понимать чужую точку зрения и аргументировано строить свою;

Добрый день дорогие ребята!

Вы уютно устроились и готовы к разговору?

Сегодня мы с вами отправимся в гости к известной детской писательнице. Ее рассказы читали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Кто же это?

Это замечательный автор детских коротких рассказов Валентина Осеева. 28 апреля ей исполнилось бы 120 лет со дня рождения.

Рассказы Валентины Осеевой вы уже читали, познакомились с жизнью и творчеством этой замечательной писательницы.

Что вы узнали и запомнили из биографии Валентины Александровны Осеевой? Что вас заинтересовало?

Конкурс 1. ДА или НЕТ.

Согласны вы или нет с некоторыми фактами из жизни писательницы.

ДА хлопаем руками, НЕТ топаем ногами.

1. Валентине Осеевой 28 апреля исполняется 120 лет.

ДА Валечка родилась 28 апреля 1902

2. Она родилась в Москве.

НЕТ, она родилась в Киеве.

3. Девочка была старшим ребёнком в семье.

НЕТ. Девочка была младшим ребенком.

4. У неё были два старших брата.

НЕТ. У Валентины росли в семье две старшие сестры – Галя и Анжелика.

5. В холодные дождливые вечера, засыпая в своей тёплой постели, она мечтала построить большой светлый дом, дворец, для всех мальчишек и девчонок, которые бродили по пристани, голодные и разутые, которые работали на хозяев с утра до ночи... ДА.

6. Она написала повесть о себе и о своих сёстрах «Валентинка».

НЕТ. Повесть называется «Динка», продолжение «Динка возвращается». Валентина Осеева написала почти автобиографическую повесть «Динка», где рассказала о тяготах жизни простого рабочего народа. Большинство ситуаций, описанных в книге, являются реальными фактами, произошедшими с писательницей и ее близкими. Прототипами героев произведения стали ее друзья и родственники: сама Валя предстала в образе Динки, а ее сестры Анжелика и Галя воплотились в Мышку и Алину.

7. Она мечтала стать учителем.

НЕТ. Будучи ученицей, Валя мечтала стать актрисой и служить в театре. Получив школьный аттестат, она сдала вступительный экзамен в Киевский институт имени Лысенко, и стала студенткой факультета драматургии. Однако, вскоре семье пришлось переехать в Москву, а затем в Солнечногорск. Девушка была вынуждена бросить театральный институт и попрощаться с мечтой детства.

8. Однажды двадцатилетняя Валя Осеева побывала у матери на работе. Пообщавшись с воспитанниками, она вспомнила свое детство и голодных, плохо одетых друзей. Девушка вдруг поняла, что ее призванием является именно это – воспитание и обучение детей. Так она и стала педагогом. ДА.

9. Первый рассказ напечатан в 1937 году и назывался «Рыжий кот».

НЕТ. Первый рассказ назывался «Гришка», который она отнесла в редакцию, поддавшись уговорам детей. Книга была издана в 1937 году, а еще через три года маленькие книголюбы с удовольствием зачитывались повестями и рассказами из сборника «Рыжий кот».

10. Правда, что она выучила башкирский язык?

ДА. Началась Великая Отечественная война, и семью начинающей писательницы эвакуировали в Башкирию, где Валентина нашла работу воспитательницы детского сада. Изучив башкирский язык, она занялась переводом народных детских сказок на русский. И разумеется, продолжала писать свои собственные произведения. Ее сказки, повести и рассказы, учащие добру и честности, актуальны и сегодня – их читают не только дети, но и их родители.

Конкурс 2. Вспомним произведения Валентины Осеевой:

Я называю первое слово из названия, а вы продолжаете.

Волшебное … слово

Рыжий … кот

Три … товарища

Синие … листья

Добрая … хозяюшка.

Просто … старушка

Девочка с … куклой

Новая … игрушка

Конкурс 3. Волшебный рюкзачок

Из каких рассказов Валентины Осеевой эти вещи.

Акварельные краски – «Волшебное слово»

Карандаши синий и два зелёных – «Синие листья»

Утка и Маленький цыплёнок - «Кто глупее?»

Печенье - рассказ «Печенье».

Зонт – Рассказ «Волшебное слово»

Детские игрушки - рассказ «Сторож»

Перо – рассказ «Пёрышко»

Физкультминутка «Пожалуйста»

Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!

Конкурс 4. Мудрые уроки Валентины Осеевой

Свои произведения Валентина Осеева написала давно. Какими бы ни были произведения Осеевой, большими или маленьким, рассказами или стихотворениями, ей очень хотелось, чтобы ребята не просто читали их, а, прочитав рассказ, размышляли над хорошими или плохими поступками ее героев и над своими собственными.

О чем вы задумались, читая дома рассказы Валентины Александровны? Чему они вас научили?

Сегодня я вам предлагаю вспомнить ее рассказы и поразмышлять, а могут ли они помочь нам в жизни сейчас? Я прочитаю отрывки из произведений Валентины Осеевой. Ваша задача найти самые важные слова и подумать, какой урок дает нам автор.

1. В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".

2. Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

- Не жалуйся, - сказала однажды мать, - надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

- Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, - хмуро пояснил он. - Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

- Давай поищем вместе!

3. Погладила девочка щенка и говорит:

- Был у меня петушок — я за него курочку взяла, была курочка — я её за уточку отдала, теперь уточку на щенка променяла.

Услышал это щенок, поджал хвост, спрятался под лавку, а ночью открыл лапой дверь и убежал.

- Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить.

Проснулась девочка — никого у неё нет!

4. На уроке учитель спрашивает:
– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
– Карандаша зелёного нет.
– А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
– Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
Надо так давать, чтобы можно было взять.

5. Динка с сочувствием смотрит на худую, щуплую фигурку Никитича, на рубашку, на рваный пиджак. Ей хочется утешить старика.

- Так это ведь только вещи. А мама говорит, что из-за вещей стыдно сильно расстраиваться; надо расстраиваться, если с человеком что-нибудь случится, - серьезно говорит она.

6. Сам Павел Васильевич – выдумщик и мастер на все руки.

Квартира Трубачевых была обставлена красивой и замысловатой мебелью его работы. Круглый шкафчик вертелся вокруг своей оси. Посреди комнаты стоял обеденный стол с откидными стульями.

- Всякое дело любит, чтобы человек в него душу вкладывал, - говорил Павел Васильевич.

7. Старик показывает детям будильник и блестящий школьный звонок.

- Вот как зазвоню, чтобы мигом собирались! Ну, говори, Динка, что тебе по душе? Скамеечку ли будешь мастерить или выпиливать себе? Одним словом, ставь перед собой цель, а поставишь цель – добивайся. Не так, чтоб какое дело начать, а потом бросить и другое начать. Этого я не позволю. Ну, выбирай, что будешь мастерить?

Какие же мудрые уроки дает нам Валентина Осеева?

Выслушиваются высказывания детей по каждому прочитанному отрывку из произведения. Все высказывания оформляются в памятку «Мудрые уроки Валентины Осеевой» и дарим детям на память.

Вот и подходит к концу наша встреча с Валентиной Осеевой. Вернемся к нашему вопросу: могут ли помочь рассказы Валентины Осеевой нам в жизни сейчас?

Я надеюсь, что книги Валентины Осеевой будут вашими настольными книгами. Под влиянием умных книг мы меняемся: книга делает нас добрее, умнее, опытнее. И завершить нашу встречу мне бы хотелось словами известного писателя Константина Паустовского «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги» и не забывайте совет Валентины Осеевой: читать и думать.

………………………………………………………..

Мало уметь читать, надо уметь думать.

…………………………………………………………

Не жалуйся,

надо самому лучше относиться к товарищам,

тогда и товарищи не будут тебя обижать!

………………………………………………………....

Дружбой надо дорожить.

……………………………………………………………

Надо так давать, чтобы можно было взять.

………………………………………………………….

Из-за вещей стыдно сильно расстраиваться;

надо расстраиваться,

если с человеком что-нибудь случится.

……………………………………………………………

Всякое дело любит,

чтобы человек в него душу вкладывал.

.............................................................................................

Ставь перед собой цель,

а поставишь цель – добивайся.

……………………………………………………………

Мудрые уроки Валентины Осеевой