Я под впечатлением от дочитанной сегодня мною книги «Выбор» Эдит Евы Эгер. Женщины, пережившей холокост в 1944-1945, ей было 16. Тезисно поделюсь яркими моментами из книги.
- Как-то один мальчик приехал поступать в школу рисования. Но его не взяли. На его место взяли другого, более талантливого мальчика-еврея. Мальчика, которого не приняли в школу рисования, звали Адольф Гитлер.
- В каждом из нас есть свой внутренний Гитлер, и внутренний «ангел». К кому из них мы потянемся – к своему внутреннему Гитлеру или своему внутреннему ангелу – зависит от нас.
- Главный вопрос не «Почему выжила я?», а «Что мне делать с принадлежащей мне жизнью?»
- С самого детства все вокруг внушали Эдит, что она никто. Её родные сестры пели ей песенку: «Ты тщедушная уродка, таких замуж не берут». Проблема была не во «всех» и не в сестрах, а в том, что Эдит им поверила.
- Какой у вас был «входной билет» в семье? А какой у ваших детей? Входной билет – это некая роль или ярлык, которым родители наделяют своих детей: это Вася и он гений, это Маша и она бунтарка. Этот капризный, ленивый, ответственный, безответственный... Эти роли мы с детства проносим через всю жизнь.
- Подход к дисциплине детей в формате «розги пожалеешь – ребенка испортишь» создает атмосферу, в которой дети получают только негативное внимание, что создает проблему эмоционального голода.
- Как-то Эдит признается директору, что собирается получить ученую степень по психологии. Она вслух заявляет о своей мечте, но тут же делится сомнениями:
- Не знаю, к тому времени, как я завершу образование, мне уже будет 50
- Эдит, тебе в любом случает будет 50.
Через 6 лет Эдит получает степень магистра в области психологии: «Не было никакого смысла ограничивать себя, позволив возрасту влиять на мой выбор». 50 можно встретить с ученой степенью, а можно и без. Вопрос в том, а как хотелось бы, чтобы было?
8. Кто-то живет в тюрьме прошлого, а кто-то относится к своему прошлому как к трамплину, с которого можно достичь желаемой жизни. Мы не можем взять под контроль самые тяжелые факты нашей жизни, но у нас есть власть решать, какой будет наша жизнь после травмы.
9. Когда мы отказываемся брать ответственность за себя, мы отрекаемся от способности творить и создавать новые смыслы. Иными словами, мы отвергаем жизнь.