Найти в Дзене
Знакомьтесь, Вадик!

Паровоз серии ФД

Оглавление

Привет!

Сегодня речь пойдёт о тяжёлом грузовом паровозе серии ФД, который строился с 1931 по 1941 год.

История создания паровоза

Паровоз-памятник ФД20-2922 на станции Зуевка
Паровоз-памятник ФД20-2922 на станции Зуевка

В середине 20-х годов прошлого века в условиях проводившейся в СССР индустриализации встал вопрос постройки нового грузового паровоза, способного перевозить тяжелые по тем временам грузовые составы, так как в стране вырос грузооборот.

Тогда советские конструкторы решали, как быть: строить новый локомотив по классической советской схеме или же воспользоваться опытом зарубежных железных дорог, в частности Америки, так как там был схожий с нашим профиль пути, а в качестве тяги использовались мощные 6-осные паровозы, способные на высокой скорости перевозить поезда повышенной массы. Наши остановились на втором варианте и посягнули на опыт зарубежья. Однако, проект немного изменили: осевую схему сделали 1-5-1.

Начать строительство нового грузового паровоза планировалось в 1928-30 годах, но этому помешало несколько факторов:

  1. не была завершена реконструкция Луганского паровозостроительного завода, где планировался выпуск будущего локомотива,
  2. не были установлены точные сроки перевода подвижного состава на автотормоза и автосцепку - тормоз Казанцева (не путать с автосцепкой СА-3, которая появится только через несколько лет),
  3. неопределенность в сроках реконструкции верхнего строения пути для пропуска тяжелых грузовых поездов.

В 1931 году власти постановили, что первый тяжелый грузовой паровоз будет выпускаться на базе Луганского паровозостроительного завода. Помощь в строительстве должны были оказывать заводы "Красное Сормово", Коломенский и Ижорский, которые производили отдельные комплектующие для паровоза.

Имя для будущего паровоза

Фото от автора
Фото от автора

В Советском союзе ни один выпуск локомотивов не обходился без присвоения буквенного индекса в честь какого-нибудь выдающегося политического деятеля.

Поэтому в октябре 1931 года бригада ударников во главе с бригадиром Шугаевым предложила назвать паровоз именем наркома путей сообщения. И тогда паровоз получил буквенное обозначение ФД, что обозначало "Феликс Дзержинский". Позже к буквам были добавлено число 20, обозначающее нагрузку от движущихся осей в тс.

Так появился на свет первый серийный мощный грузовой паровоз ФД20.

Эксплуатация

Фото от автора
Фото от автора

Первая партия паровозов ФД20 направилась в депо Красный Лиман Южных железных дорог, где локомотивы проходили своеобразную обкатку.

Но была проблема, что железнодорожные пути не были подготовлены для движения паровозов такого типа. В то время были уложены рельсы массой 33 кг/пог. м, а рельсы массой 43.5 кг/пог. м, были уложены всего лишь на 2.1%. Кроме этого многие депо не могли принять для обслуживания такой паровоз, так как он имел удлиненный 6-осный тендер. Конечно, ФД20 настолько перескочил технологический прогресс в СССР, что предприятия не успевали перестроиться под его обслуживание.

В 1935 году наркома путей сообщения Андрея Андреева сменил Лазарь Каганович, который занялся улучшением железнодорожного хозяйства, в частности, заменой ВСП и переоборудованием депо.

В 1937 году паровозами серии ФД20 облуживались следующие направления:

Красный Лиман - Харьков - Москва,
Верховцево - Нижнеднепровск-Узел - Ясиноватая,
Харьков - Лозовая - Славянск - Ясиноватая,
Рыбное - Мичуринск,
Харьков - Льгов - Брянск,
Витебск - Ленинград,
Мичуринск - Лиски - Ростов,
Москва - Елец - Валуйки и др

Во время Второй Мировой войны данные паровозы были переброшены в Сибирь и на ЮУЖД, где поврежденные машины восстанавливали работники депо.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Источник: wikipedia.com

Автор: meetvadik