Как говорится, и на старуху бывает проруха... То есть даже у опытных руководителей случаются проблемы с сотрудниками. И не всегда они обусловлены особенностями и поведением именно сотрудников (хотя и такое конечно бывает).
Итак, куда посмотреть, чтобы понять, что возможно вы что-то делаете не так:
Вам непонятно, чем сотрудники занимаются
В смысле, не в целом (если вы в целом не знаете, что делают ваши люди - то это точно ваша проблема))), а в конкретный момент времени.
Или (что чаще бывает) это более или менее понятно, когда вы сидите за стенкой (а лучше в одном помещении), но как только вы уехали на встречу, как случается “кот из дома, мыши в пляс”. И дела стоят. А потом вам многословно вещают, как-были-заняты-что-ничего-не-успели.
Да, можно объяснять это ленью сотрудников, их желанием поберечь усилия или вовсе демотивацией (о ней поговорим ниже).
Но лучше обратиться к своим навыкам планирования и контроля. Возможно, вы:
- Не контролируете сотрудников и проходите мимо ничегонеделания,
- Напротив, приучили их к гиперконтролю (пытаетесь проверить каждый
чихшаг), - Не планируете работу отдела и отдельных людей,
- На каждом шагу напоминаете каждому сотруднику, что он должен делать (вот он без вас и не знает, куда бежать),
- Не сформировали адекватную систему отчётности.
Сотрудники не делают то, что вы сказали
В смысле вы объясняете-объясняете, они кивают (да, мол, всё поняли), а потом идут и делают не так. Или не то. Или то, но не в тот срок. Или не до конца...
Да, безусловно, можно объяснять себе, что у сотрудников недостаточно квалификации, они с трудом воспринимают человеческую речь и вообще их понабрали по объявлению.
Но лучше обратитесь к своим навыкам постановки задачи. Возможно, вы:
- Не даёте достаточно информации,
- Говорите слишком общими словами,
- Не обеспечиваете задачу ресурсами,
- Ставите нереалистичные сроки,
- Не проверяете, как на самом деле поняли вашу задачу.
Ваши совещания затягиваются на часы
Вы сидите на совещаниях часами, сотрудники дремлют пытаются внимать, но не предлагают ничего дельного. А может, наоборот, всё бурно и громко, только вот нужные решения не принимаются, и неделя за неделей вы поднимаете одни и те же вопросы.
Да, это точно может быть связано с острой аллергической реакцией сотрудников на совещания, отсутствием у них стоящих идей и неумением выражать свои мысли.
Но возможно и вашими навыками организации и ведения совещаний. Вполне вероятно вы:
- Не сообщаете о совещаниях заранее, и участники приходят неподготовленными,
- Не ставите цели совещания, а проводите совещания на автомате, потому что "так повелось",
- Не следите за временным регламентом совещания (или его вообще нет),
- Позволяете "междусобойчики" и многочисленные отклонения от темы,
- Не фиксируете принятые на совещаниях решения и договорённости.
Сотрудники не воспринимают критику
Когда ваши подчинённые (ну вдруг))) делают что-то не то или не так, вы пытаетесь донести до них их ошибки, но... Кто-то обижается, кто-то сразу решает что “вы его не любите”, кто-то агрессивно спорит, а кто-то плачет кивает, но ничего не меняет в своей работе.
Конечно, можно объяснять себе, что ваши сотрудники личностно не развитые, конфликтные люди с неадекватной самооценкой, которые спят и видят, как их за всё только хвалят, и не способны принять свои ошибки.
А можно обратиться к собственным навыкам обратной связи. Возможно вы:
- Интерпретируете и обобщаете, выдвигаете претензии,
- Слишком эмоциональны в критике,
- Не даёте чёткой информации (как и в постановке задач), а обходитесь общими словами,
- Не рассказываете сотрудникам о последствиях их ошибок, оставляя ощущение "ачотакова",
- Расходитесь, не договорившись об исправлении ошибок.
У сотрудников не горят глаза
Настроение у подчинённых так себе, энтузиазм примерно на уровне нуля, поддерживать вас и вкладываться на максимум они не спешат. А только чего-то требуют, ноют, капризничают и сопротивляются.
Да, можно думать, что "это не вы такой, это люди такие", ссылаться на пессимизм самих сотрудников и особенности их дурных характеров.
А можно посмотреть на ваши навыки - нет, не какой-то особенной мотивации, а скорее в целом взаимодействия с сотрудниками. Возможно вы:
- Сами несёте в массы негатив и пессимизм,
- Не общаетесь с людьми, не знаете об их опасениях и сложностях,
- Исключительно критикуете, и совсем не хвалите,
- Обесцениваете идеи и достижения сотрудников,
- Понятия не имеете, что для кого важно в работе.
Сотрудники постоянно "цапаются" друг с другом
В коллективе регулярно происходят ссоры, повышаются голоса, звучат угрозы и жалобы. То и дело хлопает дверь, кто-то отказывается с кем-то сидеть за одним столом на совещании/работать в одном проекте, кто-то кого-то игнорит, кто-то с криками делит бумагу из принтера.
Конечно, можно думать, что дурные характеры (тем более они уже были в прошлом пункте))), личная неприязнь, принесённая из дома и перманентная зависть всех ко всем тому виной...
А можно проанализировать ваш подход к решению конфликтных/сложных ситуаций. Возможно вы:
- Провоцируете жёсткую конкуренцию, ведущую к конфликтам,
- Выделяете "любимчиков" и "отверженных",
- Манипулируете и не следите за словами,
- Грубите сотрудникам, смежникам, представителям поставщиков/клиентов, когда те с вами не согласны,
- Поощряете агрессию в разных видах.
Сотрудники воруют
Не смогла обойти этот признак.
Правда он не только, а порой не столько о том, что сотрудники тащат домой всё, что плохо лежит (тут всё-таки научились за руку ловить). Он чаще о том, что они пользуются без ограничений ресурсами компании для личных нужд: наливают бесплатный кофе в термос, чтобы взять домой, выкатывают корпоративный бензин поездками на дачу, пачками расхватывают бумагу на "мне ребёнку реферат распечатать" и т.п.
Да, можно думать, что все воруют, что сотрудники совершенно беспринципные (вообще преступники) и просто надо "набрать хороших", тогда всё наладится.
А можно обратить внимание на себя. Возможно вы (тут может не только вы, но и вышестоящее руководство):
- Никак не наладите систему контроля ресурсов (да и вообще систему контроля),
- Либо же параноидально считаете за каждым сотрудником каждый кусочек туалетной бумаги,
- Громогласно и с пафосом заявляете, что компания богатая, и у неё всё, как в Греции, но при этом мало платите,
- Закупаете дорогостоящие "приблуды" (простите за слово, здесь про всё - от навороченной офисной техники до неведомого ПО), которые потом простаивают,
- Нарочито демонстрируете свой личный достаток (каждое утро ставите на проходные свой Бугатти).
Обратите внимание - все эти пункты не о том, что руководитель "во всём виноват".
Но о том, что в выражении "рыба гниёт с головы" есть немалый смысл.
Сотрудники смотрят на самого руководителя, на его привычное поведение, на фокусы его внимания, на одобрение/неодобрение каких-то моментов, - и часто действуют, исходя именно из этого.
А как только меняют руководителя - начинают действовать совсем по-другому.
Конечно, признаков того, что "не всё так гладко в Датском королевстве" больше. Я взяла весьма крупными мазками, которые обычно сильно бросаются в глаза. Ну и да, ещё можно просто с людьми поговорить, они иногда готовы по-русски через рот рассказать, что вы делаете не так)))
А на ваш взгляд, какие ещё действия сотрудников свидетельствуют именно о проблемах в управлении?
______________________
При всей моей любви к вам, дорогие руководители, знаю, что вы (как и все мы) не идеальны. Так что держите в этот раз подборку про управленческие ошибки: