Когда реакция читателей или комментаторов моей писанины слишком выходит за пределы ожидаемого, я вспоминаю эту историю.
В 1910 году французский писатель Марсель Пруст (1871-1922) начал работать над романом "В поисках утраченного времени".
Идея увлекла его больше, чем ожидалось, и в результате Пруст написал даже не многотомную книгу, а цикл из семи романов. Первый был опубликован в 1913 году, последние выходили уже после ранней смерти писателя. Первое издание всего произведения целиком увидело свет в 1929-м.
На фоне 2'500 проходных персонажей, которые упомянуты на 3'500 страницах грандиозной эпопеи, и среди сотен значащих фигур одно из центральных мест занимала герцогиня Германтская. Прототипами для неё послужили три светских львицы:
— сногсшибательная красавица графиня Элизабет де Грефюль,
— остроумнейшая хозяйка светского салона Женевьева Галеви-Строс и
— графиня Лора де Шевинье, происходившая из рода де Сад, которая была одновременно красивой женщиной, редкой остроумицей и хозяйкой одного из самых закрытых аристократических салонов Парижа.
Публикация первой же книги романа произвела фурор в светском обществе Франции, и Марсель Пруст пожинал заслуженные лавры.
Приятелем Пруста был ещё один из столпов тогдашней французской культуры — Жан Кокто (1889-1963). Он прославился не только тем, что дружил с певицей Эдит Пиаф и жил с актёром Жаном Маре, которого сделал кинозвездой. Кокто оставил яркий след и в литературе, и в живописи, и в кинематографе.
Пруст пожаловался, что графиня де Шевинье узнала себя в героине романа и отказалась его читать. Кокто утешил товарища так: "Фабр написал книгу о насекомых, но не требовал, чтобы насекомые её читали".
Всем доброго здоровья.