Найти тему
Издательство "Гангут"

«…Личный состав выгонялся без вещей, отбиралась провизия…»

На одной из набережных Або. 1913 год
На одной из набережных Або. 1913 год
Сборник продолжает знакомить своих читателей с документами из фондов РГАВМФ, связанных с историей кораблей и личного состава Балтийского флота в период апреля-мая 1918 года, не сумевших
по разным причинам покинуть Финляндию и участвовать в Ледовом походе в составе основных сил флота и оставшихся в финских водах.


Рапорт оставшегося за временно командующего Шхерным отрядом судов Балтийского моря старшего лейтенанта Г.И. Шевелева старшему морскому начальнику русских морских сил в водах Финляндии контр-адмиралу А.П. Зеленому
№ 211 3 мая 1918 года

Доношу, что незадолго до ухода судов Шхерного отряда начальником отряда через шведского консула было получено требование о выводе судов, имеющих боевое значение и артиллерию на рейд за островом Рунсало, причем, было указано точно место, где надлежало стать
на якорь. При исполнении этого требования была гарантирована неприкосновенность судов и личного состава. Суда были разоружены,
и на них было оставлено минимальное число команды от 3-х до 10-ти человек, кроме «Мезени», на которой было больше.
Было решено, что суда станут на указанном месте, а сопровождавшие
их буксиры «Снег» и «Ниеншанц» и транспорт «Мезень», как не имеющие боевого значения, вернутся обратно: буксиры — для сообщения с судами, а «Мезень» — для радиотелеграфной связи. Мне было поручено командование остающимися судами отряда.
Суда стали выходить в следующем порядке: «Ильмень», «Бобр», который всего сутки тому назад был нами отнят от Красной гвардии, он шел
на буксире «Снега», и «Ниеншанц», «Мезень», которая вела на буксире «Блокшив № 8», «Свирь» и «Спутник».
Остались «Гиляк», миноносец № 128, миноносец № 129, плавучая минная база «Финбю» и строящиеся суда «Филин» и «Чирок». При уходе на берегу оставались я и комиссар Козлов. Никаких указаний от лейтенанта Панцержанского не имел, так как последний рассчитывал поддерживать связь с берегом при помощи буксиров.
Суда выходили без флагов, которые должны были быть подняты при выходе на рейд. К вечеру «Мезень» и буксиры не вернулись. На другой день пробовал вызывать «Ильмень» по радиотелеграфу тральщика
№ 10, но безрезультатно. На следующий день наладить связь с судами опять не удалось. В этот же день комиссару Козлову сообщили, что в город прибыло два матроса, бежавшие с «Мезени», которые рассказывали красногвардейцам, что по выходе на рейд к ним стал приближаться германский крейсер; они, не желая быть взятыми в плен, бросились
в воду и достигли Або. Они утверждали, что Комиссариат и офицеры штаба продали корабли германцам.
Для выяснения этих слухов комиссар Козлов отправился на трамвае
в город, но трамвай был остановлен красногвардейцами, предводимыми русскими в серых шинелях, и комиссар под угрозой револьверов был обыскан и арестован. Ввиду угроз красногвардейцев арестовать офицеров и весь Комиссариат, было решено собраться на тральщике
№ 10 и № 9 и выжидать на них ухода из Або отступавших красногвардейцев. События, происшедшие за время пребывания офицеров и команды на тральщиках, подробно изложены в донесении старшего лейтенанта Вонлярлярского. После ухода красногвардейцев
из Або оказалось: плавучая минная база «Финбю» была занята финской командой.

Три матроса, на ней находившиеся, были оттуда выгнаны, они перешли
в Тралартель. По их рассказам, ночью прибыла большая подрывная финская партия красногвардейцев и хотела взорвать «Финбю»; команда уговорила их оставить «Финбю» в покое; они согласились, но подожгли минный склад. Последний сгорел, причем три резервуара мин Уайтхеда,
в которых был воздух, взорвались.
Затем партия стала взрывать коммерческие пароходы и портовое судно «Свендуа»; ночевавшему там командиру прапорщику Скальбергу дано было время на вынос собственного имущества.
Возможно, что присутствие прапорщика Скальберга дало повод
к циркулировавшим по городу слухам об участии во взрывании морского офицера. На канонерскую лодку «Гиляк» был поставлен белогвардейский караул. Миноносцы № 128 и 129 пока не были тронуты, на каждом из них оставалось по два матроса.
Оставшееся на «Финбю» имущество мне не было возвращено. Через день, по требованию командующего белогвардейскими войсками в Або,
с миноносцев были отобраны винтовки, под угрозой в случае отказа применить военную силу. Спустя два дня команда миноносцев и матросы Службы Связи были арестованы, несмотря на то, что комендант города, ввиду малочисленности команды, позволил жить им на кораблях под моею личною ответственностью. На миноносцы были поставлены белогвардейские часовые. Относительно ушедших судов сведений
не получалось. По городу ходили слухи, что они были обстреляны красногвардейскими пушками с острова Рунсало и что, будто бы, офицер, стоявший на мостике «Ильменя», убит.
Наконец, я получил записку от лейтенанта Панцержанского, где он пишет, что суда, действительно, были обстреляны с Рунсала, а когда пришли
на указанное якорное место, то там стоял германский крейсер; после переговоров с ним оказалось, что он собирался расстрелять отряд,
так как ни о каких переговорах швейцарского консула о выходе судов
мне
(видимо, ему. — Ред.) было неизвестно.
Затем суда были отправлены в Гангэ, где белогвардейский переводчик доказывал немцам, что личный состав судов принадлежит к Красной гвардии. Лейтенант Панцержанский просил швейцарского консула помочь выйти из положения. Швейцарский консул сказал, что он уже послал телеграмму, что весь личный состав
«джентльмены и ничего общего с Красной гвардией не имеют». Затем я узнал от проезжавших через Гангэ офицеров, что суда уведены в Ревель. Когда я заявил об этом консулу, то последний сказал, что делал все, что может.
О судьбе комиссара Козлова мне ничего не известно, но в городе ходят слухи, что будто бы найден его труп у железной дороги, по-видимому, выброшенный из поезда.
В настоящее время Шхерного отряда фактически не существует, все имущество взято Белой гвардией без всяких расписок и документов. Прилагаю записку от старшего в Службе Связи, составленную для меня, по моей просьбе для памяти.
В настоящем рапорте не указываю времени и числовых данных, так как
в настоящее время в Гельсингфорсе их у меня не имеется. Донесу о них дополнительно.
Подписал: старший лейтенант [Г.И.] Шевелев 2-й.
Сверял: Л.[В.] Сахаров. Верно: помощник флаг-капитана по Оперативной части штаба командования флотом Н.[Ф.] Тимофеевский.
РГАВМФ. Ф. р-92. Оп. 1. Д. 136. Л. 24–27. Машинописная копия

Рапорт капитана 2 ранга Б.М. Четверухина старшему морскому начальнику русских Морских сил в водах Финляндии контр-адмиралу А.П. Зеленому от 15 мая 1918 года

Доношу, что выехав в город Або по Вашему поручению, я выяснил там следующее.
Из опроса мною оставшихся в Або представителей бывших там морских частей
(Шхерного отряда, Дивизии траления и Трал-Артели порта Або-позиции и службы связи) выяснилось, что в данный момент все имущество этих частей, как плавучие средства, так постройки и склады, а также провиант секвестрованы местными властями, которые сначала хотели было сделать это с соблюдением некоторых формальностей и даже начали производить опись и выдавать расписки на взятое имущество,
но затем стали просто все захватывать без ведома владельцев, взламывая замки и срывая печати.
Таким образом, оказалось захваченным все казенное имущество в городе Або и на островах позиции, причем, охрана его мало надежна
и происходит хищение, а германскими властями отведены в Ревель канонерская лодка «Бобр», пароходы: «Мезень», «Ильмень» и «Свирь», посыльное судно «Спутник» и буксиры: «Снег» и «Ниеншанц», моторный катер с «Ильменя», оставшийся в Або, взят на днях вспомог
[ательным] крейс[ером] «Мёве».
Кроме того, часть имущества из складов порта и на берегу, особенно бензин и керосин, была захвачена и увезена Красной гвардией, а почти все реквизированные для морского ведомства финляндские пароходы потоплены
(8 судов). Среди захваченного казенного имущества имеются различные механизмы, станки и материалы, принадлежащие Балтийскому судостроительному заводу, всего на сумму около 1 750 000 руб. Имеется также часть имущества, состоящего на учете, никем еще случайно не захваченного и хранящегося в различных местах, известных соответствующим должностным лицам. О почти всех случаях захватов судов и складов составлены акты ответственными за имущество лицами. Попытка моя получить какой-либо документ от местных властей
о секвестре имущества Трал-Артели кончилась неудачей так как комендант города и заведующий морской частью заявили, что они
не могут выдавать никаких документов, указывая, что секвестр производился не по их распоряжению и по чьему не объясняли, в общем, создавалось впечатление, что они просто боятся ответственности.
Что же касается личного состава бывших в Або морских учреждений,
то там в данное время находятся около 70 офицеров и чиновников и около 100 человек матросов, причем, последние почти все, кроме 2–3 человек, арестованы без объяснения причин и содержатся в очень плохих
и строгих условиях, получая ничтожное количество
[?], в чем я убедился лично.

12-го мая были отправлены в Либаву на вспомогательном крейсере «Мёве» все арестованные матросы украинцы, латыши и поляки с семьями, которых так строго осматривали перед посадкой, отбирая даже старые сапоги, самые малые запасы провизии и т. п., что немцы были вынуждены за них вступиться. Оставшиеся в Або почти наполовину семейные и все не получили никакого содержания, а многие за апрель и за март, и не могут вследствие этого ликвидировать свои дела и выехать, а между тем комендант города, г. Гренблюм настаивает на скором выходе всех
и некоторых просто выселяет в 48 часов, что было сделано на днях
с начальником 8-го див
[изиона] тральщ[иков]. В. [?], получившим дерзкое
и угрожающее предписание о выезде без всяких мотивов.
Среди арестованных находится инженер Балтийского завода Власьев, которому были предъявлены ложные обвинения, немедленно опровергнутые, он посажен в сумасшедший дом и, как показывают свидетели, за то, что, будучи энергичным и добросовестным человеком, настаивал на выдаче документов о захвате порученного ему имущества Балтийского завода. При переговорах моих с комендантом я добился свидания с арестованными и получил его согласие на немедленный отпуск их, как только будут доставлены средства для перевозки.
Я указал, что, так как по его заявлению вагонов и транспортов в Або нет,
то для указанной цели могут быть использованы стоящие там без дела «Лондонский» плавучий маяк и портовое судно «Скатудден», комендант ответил, что местные власти ничего против этого не имеют, но что еще нужно достать разрешение из Гельсингфорса.
Оба указанные судна в исправном состоянии и могут быть изготовлены
к походу в 2–3 дня, что изъявили желание выполнить арестованные матросы, на них можно будет разместить всех желающих уехать из Або русских с семьями.
На мой вопрос, за что арестованы матросы, комендант ответил, что они не арестованы, а изолированы во избежание эксцессов со стороны молодых белогвардейцев, между тем, в камере арестованных висит объявление, где они называются
«русскими военнопленными».
Оставшиеся в Або должностные лица, не имея больше возможности охранять казенное имущество, ожидают распоряжений, причем, их непосредственные начальники в большинстве уехали, где находятся неизвестно, или ушли в отставку. Все вышеизложенное, а также личные наблюдения и переговоры с многими лицами, заставляют меня указать
на необходимость следующих мер:
1) Передать немедленно все имущество и суда порта Або позиции, Службы связи и Шхерного отряда Народно-Промышленному комитету, который может получить все описи и другие данные от находящихся пока в Або должностных лиц указанных учреждений, что также освободит
их от напрасного пребывания там.
2) Немедленно эвакуировать, во избежание осложнений, всех желающих уехать русских с их семьями, для каковой цели можно получить
во временное пользование до Гельсингфорса или Выборга, хотя бы стоящие в Або портовое судно «Скатудден» и плавучий маяк «Лондонский», причем, всем эвакуирующим должна быть выдана провизия из захваченных казенных складов и арестованные должны быть освобождены, для устройства своих семейных дел, не менее чем за сутки до отъезда.
3) Выдать каждому из эвакуируемых должностных лиц не менее 1000 рублей для ликвидации дел и возможности отъезда, хотя бы в счет недополученного содержания и обеспечить им, вместе с семьями, переезд из Гельсингфорса в Петроград.
Верно: старший флаг-офицер по Распорядительной части Штаба старшего морского начальника русских морских сил в Финляндии Пастухов. РГАВМФ. Ф. р-92. Оп. 1. Д. 136. Л. 94, 94об., 95. Машинописная копия.
Продолжение статьи читайте позднее на нашем канале или в сборнике "Гангут №92" (2016 г.)

© Подготовка к публикации, примечания, Р.В. Кондратенко,
Л.А. Кузнецов

Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут №92"/2016
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!