Родители – не Боги. Они, как все, имеют право на ошибки, слабость и незнание. Родители особенных детей тем более. Развитие их малышей – дорожка-лабиринт. Часто идет сквозь темную чащу. Но вовсе не безвыходную. Мы поговорили с дефектологом Дарьей Артиковой о том, как быстрее найти свой путь к пониманию ребенка.
–Дарья, помимо индивидуальной практики, вы преподаете в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. Поделитесь своими наблюдениями и выводами об эффективной коммуникации с особенными детьми.
–Начну с поведенческого аспекта и климата в семье, который на него влияет напрямую. Ребенка надо, прежде всего, любить. Принимая полностью его особенности. Важно найти золотую середину в отношениях в семье. Не переставать помнить, что ребенок – такой же человек, имеющий право на полноценную жизнь. Это прописано на законодательном уровне. И в тоже время, не создавать из него идола. Выстраивать свою жизнь рядом с ним. Помогать и поддерживать. Быть другом. Обращать внимание на настроение и состояние ребенка. Особенные дети, например, метеозависимые, что напрямую влияет на особенности поведения в быту и обучении. Иногда нужно переждать «шторм». Конечно, родители часто бывают в растерянном, шоковом состоянии, надо помнить, что все нервозы, психическая нестабильность близких отпечатываются на ребенке.
–От каких конкретных действий родителя может «пострадать» малыш?
–От привычки сравнения с другими. Это подавляет, лишает ценности личности. От криков, когда ребенок делает что-то не так. Ор бесполезен. У особенных детей другая форма коммуникации, но впитывать посыл они способны, как и обычные дети. К сожалению, в школе часто встречаются ученики, которые переживают негативный формат общения в стенах дома. Они потом, в том числе в классе, реагируют только на определенный жесткий тон голоса. Начинают транслировать данную модель поведения в общении со сверстниками. К сожалению, еще одной из частых проблем является ситуация, когда родители не учитывают в полной мере структуру дефекта ребенка. Ставя перед ним непосильные задачи, или же наоборот, не учитывают зону ближайшего развития.
–Как правильно реагировать на неподобающее поведение?
–Найти раздражитель, закономерность и попытаться их убрать. На моей первой учебной практике одна девочка посреди урока вдруг сняла с себя туфельку и начала ее грызть. Оказалось, банально не могла дождаться обеда, который ждал класс после этого урока. Кроме того, важно подобрать верную похвалу. На одном «молодце» далеко не уедешь. Можно использовать поощрения, определенные договоренности. Хвалите искренне, с любовью, чтобы ребенок запоминал моменты успеха. Подбадривайте постоянно и подкрепляйте положительными эмоциями его правильные действия.
–Иногда дети крайне упорно продолжают гнуть свою линию. Что тогда?
–Как ни странно, в таких случаях можно дать им сделать то, что они хотят. Ребенок тоже должен делать ошибки, переживать самоанализ. Кстати, как раз на этом этапе полезно включится родителю. Задавайте наводящие вопросы: «Что ты сделал?», «Какие действия привели тебя к этому?», «Как это можно исправить?», «Что ты сейчас чувствуешь?» . Можно предоставить возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, физических упражнениях, спорте и т.д.
–Правильно заданный вопрос – это тоже педагогическая ловкость?
–Отчасти. Необходимо четко и правильно его сформулировать. В учебниках для коррекционной программы в заданиях обычно есть несколько уточняющих вопросов. Один из них ребенок, может, не поймет, а второй отразит. Очень важно, чтобы он осознавал формулировку до конца, мог внимательно изучить инструкцию, понять смысл из этого строится дальнейшее взаимодействие с окружающим миром.
–Мы живем в веке, когда все учатся. Для особенных детей – это процесс обязателен в принципе. Как создать развивающую среду вокруг?
–Встроить обучение в повседневность. На той же прогулке с ребенком наблюдать за сезонными изменениями в природе, окружающими предметами. Интересоваться: «Что ты видишь?», «Какого цвета листья?», «Какой транспорт сейчас проехал?». Или встроить в быт. Пришли из магазина? Вместе разбираем пакет. Готовим салат? Тоже вместе. Повторяем компоненты. Готовим борщ? Пересчитаем вместе клубни картофеля. Еще нужна точность и разделение задач на несколько простых шагов. Например, мы работаем над запоминанием фигур. Знакомимся с фигурами. Затем просим соотнести. Дальше добавляем задачу выбрать объект нужной формы, цвета, положить верх или вниз. Усложняем постепенно.
–Как привить желание учиться?
–Развивайте любознательность. Любой диалог стройте грамотно: оставляйте недосказанность! Не перегибайте палку, вываливая на него кучу информации или договаривая за него. Закиньте удочку и оставьте место для вопросов. Так и развивается познавательный интерес! У меня был мальчик в классе, который, как только что-то прочитает, сразу идет мне рассказывать, делиться своими эмоциями. Еще он имел идеальный почерк, не мог успокоиться, пока не допишет красиво до конца. Что сказать? Мамина работа сыграла большую роль! Другие наоборот, не могут, так тщательно заниматься с ребенком и делают все за него. В школе, например, видно выполнял кто домашнее задание в тетради. У детей с медленным темпом работы, зачастую родители вместе пишут рука в руке или просят обвести за собой. Хотя при этом ребенок сам умеет писать, но не может сделать это так быстро, как нужно старшим.
–Некоторые родители не соотносят возраст детей и их способности.
–Да, у меня была девочка, которая перешла из массовой школы в 3 класс школы, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. Она настолько была замучена и зажата, что было больно смотреть, хотя она оказалось любознательной, общительной и активной девочкой. За два года, «сидя не на своем месте» она не научилась даже читать, стеснялась носить очки. В ходе личных бесед выяснилось, что она подвергалась буллингу из-за них и потому что она сильно отставала по программе. Но правильно построенная работа коллектива школы положительно сказалась на обучении ребенка. Изначально, девочка могла не отвечать на вопрос, хотя говорить умела прекрасно. Через год нашей работы она ожила, научилась читать и писать самостоятельно. Видя, что ровесники могут тоже ошибаться, начала чувствовать себя свободнее. Но надо сказать, что некоторые родители, наоборот, оставляют деток в коррекционных классах, хотя те уже могут посещать обычные школы при определенных условиях.
–Моторика и сенсорика – важные векторы в работе дефектолога. Как их развивать самостоятельно?
–Можно использовать все, что будет благоприятно влиять на развитие моторики рук и общей моторики. Для маленьких – задания с манкой, макаронами, фасолью и т.д. Их можно перебирать, классифицировать, перемещать в разные емкости. Еще одно простое задание – нанизывать макароны на шнурок. Задачка сенсорная: собрать крышечки и на них приклеить разные по структуре материалы: ткани, шерсть, что-то твердое или колючие. Изучать свойства предметов. Налить воду в стакан и добавить туда кусочки льда. Переливать воду из сосуда в другой сосуд. Расстёгивать/застегивать пуговицы и замки на одежде, учить шнуровать и завязывать шнурки. С детьми постарше можно изготавливать поделки из различных материалов, рисовать, лепить, собирать пазлы и т.д. Полезно учить классифицировать предметы. Например: изучить какая в доме есть мебель, какие бывают овощи или фрукты, виды одежды и т.д. Даже из бытовых предметов можно придумать массу интересных и развивающих игр, стоит только подключить фантазию.
–Где развиваться, кроме дома и школы?
–Посещать новые места. Отлично подойдет театр или контактные зоопарки. Ребенок видит животное и лучше запоминает информацию о нем – как оно выглядит, что ест, пьет. Набирается дополнительный сенсорный опыт. Плюс, конечно, социализируется. Можно устроить семейную прогулку по парку на велосипедах или самокатах. Вместе проведенное время, благоприятно влияет на укрепление детско-родительских отношений.
–Как вы видите развитие инклюзивной среды на сегодня?
–Мы очень сильно отстаем. Начать нужно с перестройки отношения к таким детям педагогов из массовых школах. Так бывает, что человек вроде и очень опытный, но для него становится шоком, если в группу или класс приходит особенный ребенок. Он впервые сталкивается с нежелательным поведением и совершенно растерян. Сам неосознанно проявляет агрессию и получает ее в ответ. Старшие коллеги рассказывают, что раньше понятие аутизма не было, его считали шизофренией. Теперь многим трудно перестроится, понять, что при аутизме поведение корректируется, а не лечится медикаментозно. Еще необходимо создавать более комфортные условия. Сейчас их делают в новых школах, а в старых, бывает, нет денег на элементарное оборудование. Или могут построить пандус, но только на входе. Какой от него толк, если ребёнок занимается на третьем этаже? Было бы здорово обустраивать сенсорные комнаты в школах. Они крайне полезны для особенных деток, ведь там они могут получить психоэмоциональную разгрузку.
PS: Напоминаем,что дети Свердловской области могут бесплатно получить дополнительную помощь специалистов по документу ИППСУ, обратившись в фонд "Я особенный" или АНО "Спектрум М".
Мы создаём помощь для семей и из других городов. Наши полезные материалы:
- Ютуб-канал "Курс на развитие" с полезными лекциями в открытом доступе (лекции от врачей, дефектологов и других специалистов . Темы: СДВГ, аутизм, проблемы с поведением и способы их решить : https://youtube.com/c/yaosobenniy
- Курсы школы "Я особенный" для всех,кто хочет научиться корректировать нежелательное поведение ребенка https://yaosobenniy.su/abba
- Наши соц.сети,в которых мы выкладываем всю полезную информацию: ВКонтакте:
https://vk.com/yaosobenniy_fond
Текст и фото: Галина Соловьева
#особенный ребенок #особенные дети #аутизм #зпр #зпрр #задержка развития #задержка речи #гиперактивность #сдвг #синдром дауна