Найти тему

БОРОТЬСЯ НЕЛЬЗЯ ПРИНЯТЬ (запятая не пропущена, так задумано)

🗯 Тревога. Вы тоже, когда читаете это слово, прямо-таки ощущаете его кожей и внутренностями? Думаю, едва ли найдется человек, который бы никогда не испытывал тревогу в той или иной степени. Это может быть легкое беспокойство, примостившееся где-то в области солнечного сплетения, а может быть неутолимая ажитация, заставляющая нервно мерить шагами комнату и заламывать руки. Словом, шкала ощущения тревоги может быть весьма разнообразной.

⚠️ Как у всякой порядочной шкалы, у нее есть своя красная зона. Когда, как говорится, зашкаливает. Двигатель (сердце) работает на пределе нагрузки (учащенное сердцебиение), выделяется конденсат (потливость), того и гляди задымит из-под капота, вот уже и дышать трудно. Земля дрожит под колесами (ногами), или это вибрации собственного кузова (тела)? Просвещенные читатели скажут сейчас со мной в унисон – это же паническая атака. Да, я описала несколько вегетативных (на уровне тела) симптомов ПА. Один из примеров, как тревога может дергать за ниточки (нервы) наше тело.

Но это лишь частный случай. И вообще саму по себе тревогу не стоит демонизировать. Это не более чем эмоция, одна из данных нам, людям, для… Хм, и правда, для чего? Даже небольшое беспокойство нельзя назвать приятным переживанием, что и говорить про ПА, ГТР и подобные большие буквы, которыми кодируются всякие неприятные психологические штуки.

Как и «братская» эмоция, страх, тревога выполняет прежде всего защитные функции. Если страх – это реакция на реальную угрозу, которую можно вот прямо здесь и сейчас воспринимать (например, видеть), то тревога – это реакция на предполагаемую угрозу. Ту, которую увидеть глазами нельзя, можно только представить, вообразить. В этом смысле тревога пошла дальше страха и заранее подготавливает нас к реакции, так сказать, на всякий случай. Вдруг что. Мало ли.

Как же тогда вроде как дружественная нам эмоция становится не другом, а врагом, на борьбу с которым порой бросают все силы, оставшиеся после мучительных переживаний? Следует отличать нормальную тревогу от патологической, которая настолько глубоко пускает корни, что становится частью личности и официально именуется тревожностью.

Но и тревожность не торопитесь забрасывать камнями. Не всегда тревожный человек имеет тревожное расстройство (о котором, к слову, мы однажды обязательно поговорим отдельно). Проблемой становится не сама по себе тревога или тревожность, а отношение к ним и к продуктам их жизнедеятельности – мыслям и образам. Когда доверие к ним (спойлер – необоснованно) высокое, и возникает психологическое страдание.

Исходя из этого, бороться с самой тревогой не имеет смысла. Более того, эффект получите прямо противоположный ожидаемому.

❓ Закономерен вопрос: «Что же делать, если сильная тревога уже случилась?». В следующем посте поделюсь кратким гайдом.