Продолжаем весьма скоротечный, но не бесполезный поход по одной очень интересной дискографии. Сегодня слушаем второй альбом крутых Steely Dan.
Схема «запись альбома > его выпуск > тур в поддержку» и сейчас достаточно популярна, но есть одно существенное отличие: современные музыканты зачастую не нуждаются в помощи больших лейблов для раскрутки. Ведь Интернет многое делает за них.
Но в 70-х об этом и речи не шло. А потому после успеха синглов «Do It Again» и «Reelin' in the Years» и альбома «Can't Buy a Thrill» Steely Dan оказались под пристальным вниманием полюбившей их прессы, а также своего лейбла ABC Records.
Группа отправилась в интенсивные гастроли прямиком с момента релиза дебютного альбома, завершив поездки лишь к концу мая 1973-го. Завершили и тут же принялись за запись второго альбома. На этот раз основной состав Steely Dan сократился до пяти участников. Верно смекнув, что в качестве вокалиста лучше всего подходит сам Дональд Фейген, прежний лид-вокалист Дэвид Палмер оказался понижен до статуса бэк-вокалиста. А после выхода альбома и вовсе покинул Steely Dan.
Ощущения торопливости касались всего: песни обретали свою форму на концертах, при этом тексты и вовсе сочинялись в последнюю очередь. «Countdown to Ecstasy» можно назвать единственным полноценным альбомом Steely Dan, полностью рассчитанным на то, чтобы играть его живьём.
Отлично ситуацию описывает история, рассказанная в 1998 году самими Уолтером Беккером и Дональдом Фейгеном:
«Когда запись «Countdown to Ecstasy» подошла к концу, было организовано его предпрослушивание для руководителей и промоутеров ABC Records. Идея состояла в том, чтобы привести всех в восторг от нового продукта. В игровой комнате маленькой студии наверху были установлены складные стулья, и большие мальчики вошли в зал в гавайских рубашках, с сигарами и всем прочим. Они молча прослушали альбом и в конце произнесли несколько лишь сдержанных поздравлений. Замешательство и разочарование, заполнившие комнату, были густыми и противными».
«Countdown to Ecstasy» увидел свет в июле 1973 года, после чего Steely Dan опять отправились развлекать публику своими выступлениями. Руководители лейбла не зря морщились во время предпрослушиваний, ведь в альбоме не нашлось банального хит-сингла (о попытках расскажу ниже). И как следствие, вторая пластинка Steely Dan является самой малопродаваемой в классическом каталоге группы, достигнув золотого статуса в США за полмиллиона копий лишь пять лет спустя.
И этому есть объяснение. Песен стало меньше и они слегка усложнились за счёт увеличенной средней длины. Пластинка не для поп-радиостанций. Давайте разберёмся, что здесь к чему.
«Bodhisattva» – обалденный скоростной джем, открывающий альбом. Тема буддизма, многослойно проходящая сквозь песню, идеально ей подходит – желание достичь высшей степени пробуждения. Нирваны, проще говоря.
Bodhisattva, would you take me by the hand
Bodhisattva, would you take me by the hand
Can you show me the shine of your Japan
The sparkle of your China, can you show me
Bodhisattva, Bodhisattva
Бодхисаттва, протяни мне руку, покажи сияние и блеск Японии и Китая. Да, почему бы и нет?
«Razor Boy» – самая лаконичная на альбоме. И оставляет классическое пространство для размышлений слушателю, ведь «парнем с бритвой» может оказаться хоть дилер, хоть смерть с косой, хоть злой сожитель.
«The Boston Rag» – заметно понижает темп. А заодно рассказывает историю из прошлого самого Дональда Фейгена, когда он учился в колледже. Отсюда и герой Лонни, и леди Байсайд. Впрочем, заявленная автобиографичность тоже может быть весьма преувеличена.
«You Gold Teeth» – продолжительный (на семь с половиной минут) джем, плавно подводящий первую часть пластинки к завершению. Именно такой длины композиции будут записывать Steely Dan на своём самом известном альбоме в 77-м.
«Show Biz Kids» – та самая попытка записать хит-сингл, которая благополучно провалилась (61 место в поп-чарте США). И честно говоря, если выбирать на «Countdown to Ecstasy» одну песню для исключения её с альбома, то я бы выбрал именно первый сингл.
Порой очень сильно раздражает женский бэк-вокал, повторяющий «Las Wages». Это про Лас-Вегас. И сама песня как раз посвящена унылым богачам из Лос-Анджелеса, где прописались Steely Dan в тот период.
Show business kids making movies of themselves
You know they don't give a fuck about anybody else
You know you gonna
«My Old School» – а это второй сингл и он куда приятнее. Но видимо по инерции, песня тоже провалилась в хит-парадах (63 место). Зато стала одним из главных элементов в концертной жизни Steely Dan после реюниона.
На этот раз Дональд с Уолтером решили рассказать действительно реальную историю. Они оба учились в одном колледже (Бард-колледж в Нью-Йорке) и в мае 1969 года эта парочка случайно оказалась там, куда нагрянули полицейские для задержаний. Фейген был недоволен действиями администрации колледжа и добровольно покинул учебное заведение, пообещав, согласно строчкам из «My Old School», вернуться обратно лишь когда «Калифорния потонет».
В 1985-м Дональд всё же получил степень почётного доктора искусств в этом же колледже. Так что никогда не говори никогда.
«Pearl of the Quarter» – ода французскому кварталу в Новом Орлеане. Для меня хорошая подводка к финальной песне.
«King of the World» – моя любимая песня на «Countdown to Ecstasy». И самая политическая, ведь здесь от первого лица поётся история единственного уцелевшего после ядерного удара человека, ищущего хотя бы одного союзника. Он то и есть так называемый «Король мира».
Говорить о том, насколько же на этом альбоме хороши гитарные соло, клавишные соло, да вообще любые соло, я даже и не буду, В них и так вся суть наслаждения, получаемого от музыки Steely Dan.
Послушать весь альбом на Яндекс.Музыке:
Как я уже говорил ранее, данная пластинка по сути провалилась в момент своего выхода. Сдержанно к ней относятся и сами авторы. Возьмём цитату Уолтера и Дональда опять-таки из 1998 года:
«На самом деле существует значительное количество мнений, согласно которым «Countdown to Ecstasy» – это лучший альбом Steely Dan, без исключений. Тип человека, который обычно так считает – это не тот человек, которого вы бы хотели видеть сидящим за столом напротив вас на званом обеде, особенно на том, где подают алкогольные напитки. Вам также не рекомендуется давать одному из таких парней свой адрес электронной почты или свой номер телефона. Если случится так, что такой фанат заполучит ваш адрес или место работы, вы также можете немедленно вызвать полицию, пока ситуация ещё больше не ухудшилась. Мы надеемся, что вы поняли общую идею».
Цитата забавная, но ещё забавнее то, что таким сомнительным человеком вполне могу стать и сам я, ведь «Countdown to Ecstasy», на мой субъективный взгляд, входит в тройку самых лучших работ Steely Dan. Чудесные мелодии, отличный сонграйтинг. Всё здесь как положено.
Своё мнение по альбому можете оставить в комментариях.
Поддержать канал монетой:
По похожей тематике можно найти мои материалы, пройдя по тегу #разбор альбомов от romanist music