Найти тему
Издательство "Гангут"

Четыре министра, два главкома и вокруг

Вниманию читателей предлагаются отрывки из будущей книги воспоминаний одного из старейших сотрудников ФГУП «Крыловский государственный научный центр» кандидата технических наук (1963)
А.М. Васильева.
Андрей Михайлович Васильев родился 4 июля 1931 года в Ленинграде.
По окончании в 1955 году Ленинградского кораблестроительного института был направлен в ЦНИИ им. акад. А.Н, Крылова, в котором работает и по настоящее время.
Начав трудовую деятельность с младшей инженерной должности, Андрей Михайлович затем становится конструктором 1-й категории, далее — старшим инженером, а в дальнейшем последовательно занимает должности начальника сектора перспективного проектирования крупных боевых кораблей (1966–1975) и начальника отделения перспективного проектирования кораблей и программного планирования (1975–1991). С 1991 года он ведущий научный сотрудник ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова.
Под его руководством и при личном участии выполнялись работы
по обоснованию необходимости и возможности создания авианесущих кораблей, ракетных крейсеров, больших противолодочных и десантных кораблей, а также разрабатывались предложения института
и Министерства судостроительной промышленности (МСП)
по основным направлениям развития вооружения и военной техники ВМФ, десятилетним планам военного судостроения, составлялись заключения института по проектам новых кораблей.
А.М. Васильев разработал ряд методологических материалов
по исследовательскому проектированию, он автор ряда публикаций
по истории военного судостроения, эксперт от МСП на советско-американских переговорах в Женеве по ограничению стратегических наступательных вооружений (1988).
Андрей Михайлович является постоянным автором сборника «Гангут»,
а в соавторстве с А.Б. Мориным он подготовил к печати монографию «Средний крейсер адмирала Н.Г. Кузнецова. Проект 66», выпущенную нашим издательством в серии «Мидель-шпангоут» в 2013 году.
А.М. Васильев награжден орденами Трудового Красного Знамени и Знак почета, медалями. Лауреат Государственной премии СССР (1977), заслуженный конструктор Российской Федерации (1994), почетный судостроитель (2006).

«при трех министрах был начальник отделенья…»
А.С. Грибоедов, «Горе от ума»

За время своей работы мне довелось иметь дело даже с четырьмя министрами судостроительной промышленности:
Борисом Евстафьевичем Бутомой, Михаилом Васильевичем Егоровым, Игорем Сергеевичем Белоусовым и Игорем Владимировичем Коксановым. Поскольку каждый из них становился министром
«не вдруг», то первые контакты с ними у меня происходили еще до назначения каждого из перечисленных лиц на данный высокий пост.

Борис Евстафьевич Бутома
Б.Е. Бутому я впервые увидел на свадьбе его сына Георгия, с коим я учился в Ленинградском кораблестроительном институте
(ЛКИ) в одной группе,
а с его женой Идой Смирновой — на одном потоке. Свадьба проходила осенью
1954 года в столовой на Псковской улице.
После главной застольной части я почему-то оказался за одним маленьким столиком с Борисом Евстафьевичем, его сыном и Гивой Мартиросовым, где мы продолжили дело, начатое за большим столом. Беседа велась, в основном, в виде заслушивания высказываний Бориса Евстафьевича. Очень импульсивный, как мне показалось, влюбленный
в свое дело, заместитель министра доверительно поведал нам, что
«сегодня у нас больше новых подводных лодок, чем во всех других странах мира, вместе взятых».
И это была святая правда, мало кому известная в то время. Что еще
мы услышали за этим столиком, не помню вследствие некоторого алкогольного
«перегруза» (позже в тот вечер я серьезно порезал
в туалете руку разбитым мною же оконным стеклом, чем сильно огорчил свою тогда еще невесту Л.В. Покровскую)
. В целом, от этой встречи осталось ощущение, что с нами разговаривают не как
с мальчиками, а как с равными.
В
1957 году Б.Е. Бутома занял пост Председателя Государственного Комитета по судостроению (ГКС) — министра СССР. ГКС был создан
на обломках прежнего МПС, и в его подчинении находились только проектные и научно-исследовательские организации бывшего МСП, поскольку все заводы были переданы в Совнархозы.

Работая с весны 1955 года после окончания ЛКИ в Проектно-исследовательском бюро (ПРИБ) ЦНИИ-45 им. акад. А.Н. Крылова на самой младшей инженерной должности, я, естественно, первоначально мог наблюдать за министром лишь в отраженном свете: по рассказам своего руководства, то есть начальника отдела В.Э. Сухотина
и заместителя начальника ПРИБа Л.А. Гордона. Новый министр требовал от нашего Института не только чисто технических заключений
по проектам кораблей и судов, но и соображений об их возможном использовании
(«пусть институт проиграет»).
Началась разработка всякого рода концепций, докладов и справок
на эту неисчерпаемую тему. Отсюда был уже один шаг к выработке предложений Института по кораблям новых типов, которых
не существовало в представленных флотом программах.
Так, например, мы настойчиво предлагали разные авианосцы, вертолетоносцы, десантники и многоракетные ракетоносцы, а министр такую нашу деятельность всемерно поощрял, лично заслушивая представителей Института и давая все новые и новые поручения такого рода. А ведь в то время авианосцы были официально прокляты
и объявлены ненужным для нас агрессивным оружием американского империализма. Словом, он искренне переживал за флот и стремился составить собственное, независимое от ВМФ, мнение по всем принципиальным вопросам военного кораблестроения.

Прежнее министерство располагалось в мрачном, как мне показалось, здании в Петроверигском переулке. Внутри — как на вокзале:
в прокуренном коридоре бродили толпы людей, многие со свертками
и портфелями. В общем, было сильно неуютно, правда, я и побывал там всего один раз.
ГКС размещался в новом светлом здании на Садовой-Кудринской. Первый свой визит туда я нанес, сопровождая директора ЦНИИ им. акад.
А.Н. Крылова В.И. Першина, еще будучи старшим инженером, в начале
1960-х годов.
У министра рассматривался вопрос о крылатых ракетах «Гранит».
Мы рекомендовали оснастить их аппаратурой, обеспечивающей одновременный подход к цели всех ракет залпа, что должно было значительно повысить вероятность преодоления ими системы ПВО
(по сравнению с подходом ракет к цели поочередно).
В.И Першин в своем выступлении озвучил это предложение, очень понравившееся Б.Е. Бутоме. Он тут же поручил директору ЦНИИ
«Гранит» Павлову тщательно проработать этот вопрос. Уже потом, после реализации данного предложения, Борис Евстафьевич любил шутливо рассказывать, что ракеты эти в полете разговаривают между собой и даже прикуривают друг у друга.

Вторая встреча с ним у меня состоялась в 1962 году, когда на Президиуме НТС ГКС рассматривался технический проект 1134 «Беркут» большого противолодочного корабля (головной «Адмирал Зозуля»), а я докладывал заключение Института. В те «библейские» времена Б.Е. Бутома воспринимал доклады не только руководства Института, но и других его специалистов, независимо от их ранга.
Напутствуя меня, Л.А. Гордон внушал, что старший инженер ЦНИИ-45
в глазах министерских работников значит не меньше зама главного конструктора корабля. Так ли это было на самом деле, сомневаюсь,
однако все сошло для меня благополучно.
Корабль представлял собой, по сути, гибрид сторожевого корабля ПВО — ПЛО проекта 61
(типа «Комсомолец Украины») и ракетного крейсера проекта 58 (типа «Грозный»).
Доклад главного конструктора В.Ф. Аникиева министр сопровождал не совсем справедливыми язвительными замечаниями. «Ты как ребенок
в игрушечном магазине: схватил полпаровоза, медвежонка без головы, домой пришел — ни хрена нет»
.
В нашем заключении предлагалось заменить трехтрубные торпедные аппараты на пятитрубные, что я и провозгласил. Бутома сразу оживился, спрашивает Аникиева, почему у него трехтрубные, тот отвечает, что так
в ТТЗ ВМФ. Министр спросил, а поместятся ли пятитрубные и, получив утвердительный ответ, велел записать их установку в решение Президиума НТС. На замечание директора завода им. А.А. Жданова
(ныне — «Северная верфь»), что, мол, «корабль великоват для завода» (стандартное водоизмещение 5340 т), Бутома прозорливо ответил,
что этот корабль наименьший из тех, которые их заводу придется строить в перспективе.
Второй мой, уже в должности начальника сектора, доклад министру
на Президиуме НТС МСП
(оно было восстановлено в 1965 г.) касался заключения по проекту 1174 большого десантного корабля «Носорог» (1966 г.; головной «Иван Рогов»).

Мы рекомендовали откорректировать проект, вдвое увеличив ширину доковой камеры с целью удвоения количества размещаемых в ней десантных катеров. Бутома задал мне какой-то вопрос, на который
я честно ответил, что мы его не прорабатывали. Министр пробурчал:
«Что, это нам не задавали, это мы не проходили?» — и тут же дал
нам довольно сложное по тем временам поручение:
«Пусть институт проиграет всю десантную операцию».
С тех пор такие
«проигрыши», то есть комплексные оценки военно-экономической эффективности, стали нами выполняться по всем более или менее сложным проектам боевых кораблей. Следует отметить, что именно по инициативе Бутомы всем проектам кораблей и судов
с середины
1960-х годов стали присваиваться помимо номеров и хорошо запоминающиеся именные шифры — «Беркут», «Носорог» и тому подобные.
Запомнилось мне и прошедшее в начале
1970 года рассмотрение
на Президиуме НТС МСП технического проекта 1143 «Кречет» противолодочного крейсера с авиационным вооружением, первого нашего корабля с реактивными самолетами
(головной «Киев»). Докладывая проект, его главный конструктор А.В. Маринич несколько
раз упомянул о размещении в салоне и кают-компаниях корабельных
и авиационных офицеров пианино, а также, видимо, больше, чем следовало, распространялся о гальюнах. Министр зацепился за это
и несколько раз шутливо попрекал его, что, мол, расставил около каждого гальюна по пианино, а надо было игральные автоматы, чтобы опустил монетку, и он заиграл
«буги-вуги». На этом фоне мое выступление
с заключением прошло достаточно
«пресно», и сопутствующие обстоятельства в памяти у меня не остались. Борис Евстафьевич являлся убежденным сторонником создания для нашего флота авианосцев, хорошо понимая, что без них наш флот неполноценен. Такое мнение
по тем временам было смелым, поскольку военно-политическое руководство страны, зачарованное атомными подводными лодками, относилось к авианосцам весьма кисло...
Продолжение статьи читайте позднее на нашем канале или в сборнике "Гангут №92" (2016 г.)

© А.М. Васильев
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут №92"/2016
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!