Найти в Дзене
Егор Чкалов

Спецоперация на Украине: шансы на успех. Часть 7

<начало этого цикла статей>

Традиционно на обывательском уровне успехи на войне принято считать по объему отбитой у противника территории. Но на профессиональном уровне это далеко не всегда так. Например, Россия однозначно и убедительно выиграла т.н. «пятидневную» войну с Грузией в августе 2008 года, не забрав по итогам ни одного квадратного метра грузинской земли. Порой бывает так, что выгоднее отдать ранее занятую территорию оппоненту, чтобы увеличь уровень его проблем (Афганистан). Иногда намеренно отступают, приглашая противника зайти в будущий «котел». И, разумеется, бывают случаи, когда временный захват территории совершенно не стоит понесенных потерь (пиррова победа).

Территориальный аспект специфики военной операции России на Украине выражается в двух особенностях. Во-первых, российские войска стремятся по возможности избежать боев в районах плотной городской застройки, поскольку они связаны с массовыми жертвами среди мирного населения (а украинские войска, напротив, стремятся, использовать население как «живой щит» от обстрелов и жмутся к городам). Во-вторых, часть территории, возможно, берется под контроль не для того, чтобы закрепиться на ней и больше не возвращать Украине, а как фонд для обмена территориями при подведении итогов в виде договоренностей о прекращении военных действий.

Лично у меня сложилось субъективное впечатление (может быть, ошибочное), что первый месяц спецоперации Путин ориентировался на сценарий, при котором в ходе переговоров Украине предлагалось уйти с Донецкой и Луганской областей (признавая при этом Крым, ДНР и ЛНР), чтобы Россия взамен ушла со всей остальной территории Украины. То есть, Украине предлагалось отделаться минимальными потерями. Если эта гипотеза верна, то захват десантниками Гостомеля с почти полным окружением Киева делался, чтобы сделать Зеленского сговорчивее (и он действительно навел большого шороха на всю украинскую элиту), а «странный» вывод российских войск из Киевской и Черниговской области в порядке жеста доброй воли был выполнением требований украинской стороны на предмет проверки серьезности предложения со стороны Путина. Ну а дальше Зеленский сделал финт ушами и Украина встроилась в инцидент, в результате которого затонул крейсер «Москва» (украинская версия этой истории довольно странная с технологической точки зрения), и переговоры с командой Зеленского вообще перестали Путина интересовать. По всей видимости украинской столице еще предстоят злоключения и западные дипломаты зря поторопились вернуться в Киев.

И все же в чем (помимо занятой/отбитой территории) измерять подвижки баланса сил ВСУ и российских войск на Украине?

Наилучшим показателем была бы доля выведенных из строя элитных по уровню своей профессиональной подготовке солдат, сержантов и офицеров противника (по Украине таких было примерно 15 тысяч до начала спецоперации; на сегодняшний день выведено из строя убитыми, раненными и пленными не менее 6-7 тысяч). Потому что, к примеру, от террбатовцев и мобилизованных, не имеющих идеологической мотивации, польза на фронте практически нулевая: в современной войне они годятся только в качестве «пушечного мяса на убой».

Вторым показателем является перевес в средствах дальнего боя: у кого он есть, тот наносит противнику куда большие потери, чем те потери, которые он сам несет от его «ответок». Украина сейчас однозначно испытывает острый дефицит тяжелой артиллерии и ракетных систем большой дальности, а также переносных противотанковых комплексов и ПЗРК.

Третий показатель – уровень обеспеченности войск горючим. Тут уж у украинской армии перспективы будут становиться с каждой неделей все грустнее и грустнее… Со всеми вытекающими последствиями для маневренности...

Четвертый показатель - количество и суммарный объем "котлов", устроенных противнику. Российская сторона пока устроила лишь один "котел" - мариупольский. И на подходе - (похоже, что это дело нескольких дней) лисичанско-северодонецкий "котел". Ответных котлов с украинской стороны что-то не видать. Как и продуктивных контрнаступлений. Что касается скорости замыкания котлов, то Россия тут пожертвовала темпами ради методичности перемалывания сил противника...

P.S. Меня очень позабавило сделанное 11 мая директором разведуправления Пентагона Скоттом Беррье заявление о том, что на Украине в зоне боевых действий патовая ситуация и не побеждает ни одна из сторон.

Продолжение цикла следует.

Читайте цикл моих статей "О будущем Пост-Украины" часть 1 часть 2 часть 3 часть 4 часть 5 часть 6 часть 7

СВО
1,21 млн интересуются