В наше время, как, впрочем, и в былое, к бондарной посуде относятся довольно бережно, особенно если купить или заказать ее негде. Как зеницу ока берегут, доставшиеся по наследству от прадедов кадушки, бочки. Все это лишний раз подтверждает — насколько необходима бондарная посуда в современном хозяйстве в деревнях и селах. Сегодня во многих частных домах сохранились погреба –большие природные холодильники, а хозяйки все чаще вспоминают рецепты соления капусты, огурцов, грибов с последующим их хранением в бочках в погребах. Натуральные продукты всегда полезнее, с этим не поспоришь.
В старину в разных странах, в том числе и в России, секреты бондарного ремесла передавались чаще всего от отца к сыну. В каждой деревне или в ее окрестностях обязательно был свой бочар, делающий посуду на заказ. Встречались деревни, где бондарным промыслом в свободное от сельскохозяйственных работ время занимались чуть ли не в каждом доме. Такое время обычно появлялось поздней осенью, зимой и ранней весной.
На протяжении нескольких веков усилиями многих поколений бочаров были выработаны рациональные приемы изготовления бондарных изделий, изобретены простые и остроумные инструменты и приспособления, обеспечивающие при умелом использовании необходимый успех. Все это и составляет основу так называемых секретов бондарного ремесла
Бондарный промысел в Семеновском уезде к концу 19 века достиг значительных размеров. Согласно отчетам Нижегородского губернского земства, бондарным промыслом занимаются мужчины Зиняково-Смольковской, Чистопольской, Хвостиковской волостей Семёновского уезда в 32 посёлках: Песочной, Трунове, Емелине, Тюкалове, Ботусиной и других. Всего до 154 мужчин рабочего возраста и 27 нерабочего, занимающихся бондарным промыслом.
Когда появился здесь и распространился бондарный промысел, сказать что-либо определённое довольно трудно, но нет сомнения, что начало его восходит, по крайней мере, к XVIII столетию. Тогда крестьянские селения были окружены дремучими лесами, в которых всякий удобно мог добыть себе материалу для работ, «сколь душе угодно».
И хотя времена, когда бондарный промысел процветал в нашем крае миновали, однако ремесло это всё ещё держится в первоначальных местах своего возникновения. В селе Медведево живет потомственный бондарь Павел Кульпин, который и сегодня продолжает ремесло своих предков. Мастерить бочки Павел Кульпин научился у своего отца Алексея Андреевича, который для своих детей и внуков всегда останется самым уважаемым и почетным предком.
Алексей Андреевич Кульпин родился в д. Еремино в 1923 году. До войны работал бондарем. С 1942 года воевал на фронтах ВОв. За боевые заслуги награжден орденами и медалями. Медалью «За Отвагу» Алексей Кульпин был награжден 30 июля 1944 года за то, что 16 июля, 1944 года при отражении 12 самолетов противника, несмотря на минометный огонь, продолжал работу на приборе, тем самым способствовал уничтожению 2 вражеских самолетов. 23 зенитная дивизия 1 Украинского фронта, в которой служил Алексей Кульпин, отбила сотни вражеских атак. За мужество, проявленное в боях, Алексей Андреевич Кульпин награжден медалью «За взятие Берлина», Орденом Отечественной войны II степени, медалью Жукова и другими наградами.
Вернувшись с фронта в 1946 году, Алексей Кульпин первоначально работал в родном колхозе в Еремино. В первые послевоенные десятилетия в деревне Еремино- родине Кульпиных и других деревнях «зубовской стороны» многие мужчины успешно занимались бондарным ремеслом. Спрос на изделия тогда был высок. Электрохолодильники в 1950-е годы были редкостью. Погреба и бочки отлично сохраняли продукты длительное время.
После женитьбы Алексей Кульпин с семьей переехал в г. Семенов, позднее в с. Медведево. Работал в бондарном цехе леспромхоза, на железной дороге, на арматурном заводе рабочим литейного цеха. После выхода на пенсию, снова взялся за бондарное ремесло. Кадки мастерил на дому. Все ремесленные традиции зубовских бондарей Алексей Андреевич передал увлеченному этим делом сыну Павлу, ставшему достойным продолжателем дела.
Вышедшие из-под руки Павла Кульпина бочонки, ушаты- изумительно ладно скроены!
«Для бондарного изделия красота- не главное. Кадка не должна быть худой!»- говорит Павел Алексеевич. Во дворе у Павла Кульпина аккуратно сложены чурбаки из деревьев разных пород, которые обязательно должны быть просушены на ветру, на солнце. Изготовление кадки начинается с выбора дерева. Например, для изготовления банных ушатов и кадок идет легкая и стойкая к гниению древесина ели, для засолки хороши дубовые и еловые бочки.
Изготовление бочки из колотых клепок – процесс трудоемкий и требующий определенных навыков. Основная задача заключается в том, чтобы расколоть заготовку на ровные фрагменты и при этом получить как можно меньше отходов. Очень важно правильно- по волокну дерева расколоть чурбак на клепки. Наколов достаточное количество клепок, их оставляют сушиться. И только через пару- тройку недель их можно использовать. Подготовка эта, как я могла понять со слов увлеченного делом Павла Кульпина похожа на подготовку к строительству объекта. Тут нет несущественных мелочей! Идеальная точность и расчет-главнейшая задача бондаря. На этом подготовительном этапе бондарь работает как инженер-проектировщик. Высушив приготовленные заранее клепки, бондарь принимается за сборку бочки.
Важная составляющая бочки- остов. Значимая деталь, позволяющая собрать все клепки в единое целое – обручи. Они могут быть металлическими и деревянными. Железо обладает больше прочностью, но у него есть и недостаток – склонность к ржавлению, что со временем значительно ухудшает внешний вид изделия. Бондарные изделия Павла Кульпина, имеют по 5-6 еловых обручей. Профессиональный опыт доказал, их особую прочность. Мастер почти всегда делает деревянные обручи, поскольку изготовленные из однородных материалов остов кадки и обручи в унисон расширяются и усыхают при воздействии влаги и воздуха, исключается сопротивление материалов. Металлические обручи Павел Алексеевич набивает только на бочки для хранения вина и меда. Эти изделия не замачивают, иначе продукты могут забродить.
Мы подошли к следующему этапу – сборке остова емкости. Он состоит из клепок, стянутых обручами (сначала временными «сборниками», которые после вставки дна и шлифовки остова заменяют основными). Сборку бочки начинают с меньшего обруча. Внутрь него вставляют через равные промежутки и закрепляют зажимами 3 опорные клепки. Далее, между двумя опорными добавляют другие клепки, пока все пространство не будет заполнено. Затем обруч осаживают, используя молоток и деревянный брусок с плоским концом, чтобы все фрагменты сомкнулись плотнее. После этого на клепки надевается и также осаживается более крупный обруч.
После сборки остова Павел Алексеевич режет глубокие уторы- опоры дна. Чем глубже утор, тем труднее воде просочиться туда. Такие уторы продлевают срок службы кадки. Подготовив надежные глубокие уторы, мастер тщательно оформляет дно. В качестве дна используются 3-4 широкие колотые клепки, соединенные шкантами. После мастер бондарным циркулем берет размер утора (вглубь утора вставляет циркуль, делая замер). Дальше производит геометрический расчет, разделяя поверхность на 6 равных частей, с тем, чтобы циркуль вернулся в исходное положение. Далее, циркулем рисует круг- дно бочки.
Сделав дно бочки, мастер бондарным ножом срезает края уторов.
Следующий шаг- вставка дна бочки в уторы. Сделать это возможно только после того, как будет ослаблен один конец обруча. На предпоследнем этапе изготовления бочки Павел Кульпин ножом обрабатывает поверхность, придавая ей безукоризненную ровность. Только после завершающей обработки поверхности, мастер снимает временные обручи и набивает основные еловые. Бочка готова к засолке овощей на зиму.
Наблюдая за работой Павла Алексеевича, я не смогла не задать вопрос: «Неужели современный бондарь, продолжая старинные традиции ничего не меняет ни в технологии, ни в инструментах?». Вместе читаем описание бондарного промысла Нижегородской губернии в 19 веке, приведенное в книге Михаила Плотникова «Кустарные промыслы Нижегородской губернии». «Убравшись со своими полевыми работами, с конца сентября кустарь с незамысловатыми орудиями приступает к бондарным работам. Обычным инструментом бондаря служит хороший плотничий топор, круглая скобель, прямая скобель, зауторник, ножик, пила поперечная, натяг, стальной резец, ладило, сводник и размер». «Само собою разумеется, что некоторые инструменты заменены современными,- говорит Павел Алексеевич.-Сводник заменен специальной пилой для обрезания краев дна. Взамен длинного бондарного фуганка используют станок для отделки клепок. Вместо самодельного размера используется циркуль. Я стараюсь сохранить старинную технологию, но все же свой определенный опыт тоже имеется».
Наш разговор неизбежно касается и тех, кто должен сменить старых мастеров. Тут Павел Алексеевич кивает на сына, с молчаливой улыбкой сидящего рядом. Руслан пытается перенять опыт отца. Со слов Руслана, для продолжения семейного дела не хватало ему терпения и усидчивости. « С возрастом эти качества появляются, интерес к бочарному мастерству растет, на сегодняшний день успешно изготавливаю корыта»-рассказывает Руслан.
Многое о прошлой жизни людей мы судим по «черепкам», раскапывая в земле и в книгах свидетельства о былом. Дом Кульпиных в селе Медведево-не черепок былого, не полустертая запись в старинной книге о древнейшем промысле, а островок живого дела, дошедшего из глубин времени. Всеми доступными средствами ремесло надо поддерживать.
Ольга Савельева. Статья написана в рамках реализации проекта Президентского Фонда Культурных инициатив «Мастера Керженского края».