1. Текст.
Утки все парами,
Как с волной волна,
Все девчата с парнями,
Только я одна.
Я ждала и верила,
Сердцу вопреки:
Мы с тобой два берега
У одной реки.
Музыка А. Я. Эшпая. Слова Г. М. Поженяна.
Гелена Великанова...
2. Что песенные стихи если не всегда, то довольно часто представляют собой нелепый набор слов, это всем известно. Довольно вспомнить припев известной песни «Как провожают пароходы...» (муз. А. И. Островского, сл. К. Я. Ваншенкина): «Вода, вода. Кругом вода». Чем руководствовался поэт, сочиняя истинную галиматью, — гонораром, вдохновением или «своим особым художническим видением», — для нас здесь не представляет никакого интереса. Можно долго пыжиться, лопнуть от натуги, но никак не напыжить того, к чему стремился. Вот и здесь, в цитируемом отрывке из песни, мы не будем гадать, каким китоврасом или овцебыком прикидывался Григорий Михайлович Поженян, когда пытался влезть в девичью душу и раскрыть для слушателя её переживания. Нас интересует не то, что хотелось сказать да плохо или никак не удалось, а то, что сказалось.
2. И что же пишет Г. М. Поженян от лица явно половозрелой девицы?
Утки все парами,
Как с волной волна,
Все девчата с парнями,
Только я одна.
Эта аналогия настолько простодушна, настолько проста и настолько наивна, что хочется выразить лирической героине искренние соболезнования в связи с созерцанием ею уток и девчат с парнями, а заодно поинтересоваться: «Тебе три годика или уже пять?»
Поэт в третьей строке дал маху, нарушив русскую акцентуацию. Правильно «парнями», а не «парнями», но тогда бы строка не влезала в размер и не перекликалась с «парами». В общем, это Яшка Цыган и «Идут белые снеги». Отдельное особое поэтическое выпендривание.
3. Но наиболее значим для нас в этой песне припев, который, как и положено припеву повторяется на протяжении песни несколько раз и обязан врезаться в память.
Я ждала и верила,
Сердцу вопреки:
Мы с тобой два берега
У одной реки.
Начнём с конца. Два берега одной реки никогда не встретятся, сколько ни жди, они остаются более или менее параллельными на всём её протяжении. Неким паллиативом встречи могло бы служить то или иное гидротехническое сооружение на реке, например, плотина. Но и в этом случае встреча берегов на плотине, согласитесь, метафора, требующая для своего осмысления даже не натянутости, а бетонирования.
Теперь вернёмся к началу. И ожидание оставим ожидающим. Может, они чего и дождутся. Сосредоточимся на вере. Особым качеством веры люди религиозные и просто верующие отмечают неразумность веры. Вера существует отдельно от ума. И хотя ум может быть привлечён для нужд веры и много на неё поработать, скажем по-русски — в богословии, а говоря по-гречески — в теологии, всё же апостолы Иисуса Иосифовича Вифлеемского, — что Андрей, что Пётр, — были простыми людьми, рыбаками, они верили в своего гуру без всяких теологических ухищрений. Их вера не нуждалась в уме. Их вера исходила из сердца. И, будучи неумной и безумной, она всё же оставалась сердечной. Но сердце — это всего лишь символ души, её средоточие, ибо по стойкому убеждению многих поколений людей если ум сосредоточен в голове, то душа — в сердце.
Что ум покинул девицу, завидующую уткам, в этом сомнений нет. Вера её не предполагает пользование умом. А что с её душой? Что с её сердцем? Она верит сердцу вопреки. То есть отброшены доводы ума, и так не существовавшие. Сердце имеет свои резоны, но и эти резоны отвергнуты. Так какой же тогда получается вера этой девушки, пристально наблюдающей единение волны с волной? Правильно, она безумна и бездушна. Если хотите — безголова и бессердечна.
Без сердца, без души, без ума, без головы вера всё ещё может существовать. Что же это такое? Чистая абстракция, которая как ночной кошмар, преследует и давит человека и при свете дня, подобно тому как безумного математика преследуют его формулы.
Что такая вера может существовать, как в жизни романтическо-сексуальной, так и в юродиво-религиозной, нет сомнения.
4. Вера и её институциональное воплощение, религия и церковь, — зло, сопровождающее человечество на протяжении всего существования цивилизации. Не поддавайтесь этому злу. Не приносите ему жертвы. Оставайтесь умными и душевными. Зевс акбар!
2022.05.10.