Как начать? Какую ставку поставить? Как не попасться на уловки инфоцыган с их супер-курсами, обещающими сделать из вас миллионеров? Всё это вы найдете в этой статье. Собрали вопросы молодежи о работе репетитором и отвечаем на них. Давайте вместе разберемся со страхами, сомнениями и ошибками.
Давно занимаюсь репетиторством и веду технические паблики. Там вижу опасения новичков и вопросы о том, как начать. Решил вместе со Светланой Стукаловой привести в порядок представления подписчиков о репетиторстве. Неожиданно нашу инициативу поддержали в проекте YouBe. Проект занимается проблемами молодежи: тактические и стратегические вопросы об образовании, карьере. Вопрос о репетиторстве для их подписчиков тоже оказался важным, так что мы совместно трудимся, чтобы рассказать все как есть.
Типовое опасение — ступор: не знаю как начать и боюсь, помогите, расскажите
С чем ассоциируется репетиторство? С ответственностью. «А если ошибусь перед учеником?» — честно говоря, ошибаться может любой.
«Профессор может ошибаться и ответы в конце учебника тоже. Я писал как-то о том, в какой ступор это может ввести. Думаю, что ошибаться может даже сам Павел Виктор :)».
«А что еще страшнее — я тоже могу ошибиться и неправильно поставить запятые в этой статье))».
Подготовиться ко всему нельзя. Чтобы научиться плавать… плавайте! Не получится прочитать книгу и поплыть. Однако, нельзя идти и сломя голову предлагать услуги. Попробуйте вместо переборов страхов выполнить наши рекомендации.
Берегитесь мошенников!
Иван Иванович начал работать репетитором. Только вот с учениками общий язык не нашел, результатов в их успеваемости не добился, а ремонт на кухне сделать все равно хотелось. Иван Иванович все понял. Сел за Тильду, старый сайт-визитку отправил в архив и написал новый заголовок: «Помогу репетитору поднять доходы в два раза». Через неделю уже вел вебинар для неуверенных новичков о том, как найти первых учеников, стать успешным, финансово независимым и так далее. Теперь все что было нужно — выглядеть умным. Претензии? Вы виноваты сами: «Рекомендации халтурно выполнили, от мышления нищего неудачника не избавились, не пробудили чакру богатства в заднице».
Повышение квалификации в репетиторстве – это повышение уровня знаний по преподаваемым предметам и навыков этими знаниями делиться. Помогает: чтение книг, практика, ориентир на эталонных преподавателей. Множественные коучи, бизнес-коучи, коучи коучей, коучи для репетиторов – это жуткая инфоцыганщина, которой нужны только легкие деньги. Если любите таблеточки плацебо, то можете закрывать статью и отправляться к ним. Если пришли сюда с серьезными намерениями, то запасайтесь книгами по своему предмету, подпишитесь на канал и следите за новостями: в будущем мы бесплатно поделимся знаниями, опытом и поможем начать свой путь в репетиторстве.
Помните, что на ваше реальное развитие плевать тем людям, главная задача которых — это максимизация своего благосостояния.
Адекватно оценивайте свое место среди коллег
Есть репетиторы, которые дают 90+ баллов на ЕГЭ, а есть начинающие, которые чувствуют, что могут хорошо объяснить какие-то вещи. Если вы относитесь ко второму типу, то вам важно об этом помнить и не испытывать иллюзий о том, что вы покроете своими услугами 90% всех запросов на рынке. Адекватная оценка себя как специалиста строится на наблюдении и сравнении себя с другими.
Задача для вас — подготовиться
Вы должны хорошо понимать предмет. (Не понимаете — учите матчасть.) Если этот ресурс наработан, то теперь найдите достойных для подражания педагогов по своему предмету:
- смотрите их занятия,
- берите на заметку хорошие объяснения,
- смотрите как решают задачи,
- конспектируйте, пытайтесь повторить хотя бы коту.
Например, в физике отличный пример — Павел Виктор, которого мы уже упомянули. К слову, его видео можно смотреть бесплатно и это не стоит 15 тысяч в час. Не забывайте, что нельзя судить об экспертности по ценнику. Дорого ≠ пример для подражания. Пишите в комментарии под этим постом специалистов или приводите в пример книги, достойные анализа — ваши находки помогут другим подписчикам.
В будущих выпусках разберем отличия формата дистанционных занятий от очных и то, почему не всегда можно приемы из дистанта перенести в офлайн и наоборот. Рекомендуем не зацикливаться на этом сейчас и все равно собирать ориентиры любого формата, пытаться извлечь рабочие приемы, хорошие объяснения.
Следующий шаг — попробовать
Считаете, что готовы помогать другим учиться? Но, возможно, еще боитесь брать ученика. Предлагаем несколько способов проверить себя, получить первый опыт и приобрести уверенность. Если выполните задачи, которые предложим, то это будет хорошей практикой. Делайте конкретные действия, а не гоняйте по кругу мысли: «Как же страшно все-таки преподавать».
Рекомендуем засечь время, которое потратите на гугление, повторение и объяснение материала при попытке ответить на вопрос ученика. Будем рады, если в комментариях поделитесь тем, насколько удивил или не удивил расход времени.
Важно: фраза «да, я понял» не значит, что ученик вас понял. Люди часто стесняются признаться в том, что они что-то не поняли. А если не стесняются, то могут быть в иллюзии, что все понятно. Надежный способ проверки — дать ученику самостоятельно решить другой вариант задачи, задать проверочные вопросы.
1. Наши технические чаты
Physics.Math.Code в ВК (~900 участников) и TG (~6000 участников). Там появляются вопросы и задачи разного уровня. Если хотели вести математику, физику или программирование, то можете начать свою педагогическую практику с помощи в чате. Уже начнете натыкаться на грабли и учиться их преодолевать.
Пусть число участников не пугает. Соавтор этой статьи написала мануал о том, как лучше консультировать людей. Месяцами Светлана наблюдала за чатом, пыталась помочь участникам и выявила проблемные узлы, которые тратят время консультантов впустую. В ее статье вы узнаете как сэкономить время, усилия и избежать:
- праздных вопросов,
- ситуаций, когда вы полчаса расписывали то, что человеку было не нужно,
- эксплуатации вас за бесплатно для платных услуг.
А в конце найдете чек-лист из 8 пунктов для консультантов, который рекомендую держать перед глазами, пока пункты не станут автоматизмами.
2. Прочие ресурсы с вопросами
Если брать школьный уровень, то znanija.com. Более сложные вопросы можно встретить на:
Общение там более отстраненное, чем в чате. Но там можно очень оперативно проверить свой уровень, если взять 10–20 рандомных задач по своей теме. Не тех, какие знакомы и понравились, а рандомных. Посмотрите как с ними справитесь, обнаружите какие темы «проседают» (особенно если засечете время).
3. Видеоролики по своему предмету
Даже если будете делать это «в стол», то это будет крепким опытом. То, что это легко — это так только кажется.
Взращивайте прочный стандарт в поведении
Инвариантом называют некоторый неизменный объект. В поведении должны быть незыблемые правила, которые позволят не упасть в грязь лицом, даже если вы ошиблись. Ведите себя вежливо, спокойно. Люди склонны к подражанию, а потому тут поможет регулярный просмотр тех самых примеров для подражания. Обязательно собирайте и смотрите.
Избегайте заражения циничными поведенческими моделями, которые транслируют такие персонажи как Шелдон Купер и Рик Санчез. Только благодаря сценаристам они всегда правы и все им сходит с рук. Мы не в фильме. В жизни на каждую пафосную жопу с завышенным ЧСВ найдется задача, которая собьет спесь. Если ошиблись, то признать свою ошибку важно. Проще всего это сделать, когда вы спокойны и соблюдаете нейтралитет в эмоциональном плане. Трудно признать, что ошибся, когда начал монолог на занятии с высказывания типа:
- Ну, все же это знают!
- Это так просто, ну почему ты все не можешь это понять?!
- Ха! Легко видеть, что…
- Ты хоть сам понимаешь глупость своего вопроса?
Вы должны, даже ОБЯЗАНЫ понять, что вы объясняете НЕ ДЛЯ СЕБЯ, а для ученика. Он не понимает и именно поэтому обратился к вам. Может быть он впервые в жизни столкнулся с вопросом. Проблема многих преподавателей в том, что они думают: «Если я понял, то значит, это понятно всем». Нет! Не значит!
Как адекватно признать незнание в каком-то вопросе:
- Не знаете чего-то — честно в этом признайтесь.
- Пообещайте найти ответ и помочь своему ученику в следующий раз.
- Запишите себе, что обещали, чтобы не забыть. Выполните обещание.
Да, преподавание вскрывает слабые места! И это то, за что мы обожаем репетиторство. Каждый урок могут задать вопрос, с которым мы ни разу не сталкивались в жизни. Ответственность перед учеником, живой интерес и тяга к новому – это то, что помогает развиваться. Чем больше вопросов мы задаем, чем больше вопросов задают нам, тем больше мы преисполняемся в своем познании.
Типовая ошибка: символическая плата на неопределенный срок
Думаем, что вы видели начинающих, которые готовы предложить свои услуги за символическую сумму. Лишь бы кто согласился. Такие новички будут рады первому клиенту. Первые пару месяцев — точно. А вот потом… В таких ситуациях нам всегда интересно — как сильно они будут мотивированы проводить занятия и дальше, когда спустя несколько месяцев: они встанут не с той ноги, сходят в университет на тяжелые пары, не успеют пообедать, будут ехать в пробке на другой конец города для проведения занятия и… осознают что все это они делают за ту самую символическую сумму.
Может быть можно было бы все эти месяцы получать больше? Или хотя бы избежать этих страданий? В такой ситуации можно думать: «Может быть отказаться от ученика?» — мы же с вами подумаем, как в такую ситуацию не попасть.
Важно осознать то, что у проблемы есть временная шкала — часто о ней забывают.
- Если хотите привлечь клиентов, то делайте акции, которые ограничены во времени. Иначе вас могут очень долго эксплуатировать.
- Учитывайте то, что вы не всегда будете в расцвете сил. Будут тяжелые дни, с началом учебного года может стать в целом тяжелее вести занятия. Сейчас цена кажется сносной. Но она должна и в не самые приятные дни казаться достаточно справедливой, чтобы достойно показать себя. Что с вами случилось за день клиента не касается. Он ожидает качественную услугу.
- Если многие коллеги зарабатывают больше за ту же услугу, то человек начинает халтурить и, как следствие, деградировать. Если вы осознанно занижаете цену на услуги, то тем самым как бы даете себе право оказывать услуги более низкого качества. Однажды вспомните, что большинство коллег получает больше и ваша мотивация на то, чтобы хорошо преподавать, исчезнет. Велик соблазн оправдать себя: «Ну я же меньше беру!» — дальше остается жалеть себя, перестать развиваться как педагог и стараться прикладывать минимум усилий для работы. Делать заниженный ценник стратегически опасно.
Как можно безвредно для себя делать скидки на услуги:
— Я провожу первое занятие бесплатно. Вы можете присутствовать на нем вместе с ребенком.
— Набираю первых учеников и предлагаю занятия со скидкой до конца лета. После у меня начнется учеба и из-за нагрузки, затрат на трансфер я буду вынужден взять среднюю по рынку цену.
Необдуманное снижение цены воспринимается коллегами как демпинг и не приветствуется. Кроме того, это плохое тактическое и стратегическое решение. Ограничивайте свои решения временными рамками, пока мало опыта — это защитит от ошибок.
Помните, что всегда найдутся те, кто скажет «дорого», и всегда найдутся те, кто воспримет как «сущие копейки». Кстати, по открытым источникам информации можно наблюдать, что ставки репетиторов по математике за 60 минут лежат в диапазоне от 500 руб. до 15 000 руб. Если работаете очно, то возьмите среднюю ставку по вашему региону. Если работаете онлайн, возьмите среднюю ставку по Москве. В статье «Репетиторство в России: описание явления на основе онлайн-платформ» от 2019 года есть таблица с результатами парсинга сайта «Ассоциация репетиторов». Она наглядно показывает, что средняя ставка будет зависеть от вашего «грейда».
Задача для вас: исследовать цены на рынке
Занижены цены в таблице или нет наверняка сказать нельзя. Рекомендую проверить свой регион и при этом брать во внимание грейд и опыт. Если вы студент без опыта, то посмотрите какие цены у других студентов без опыта.
Мифология репетиторства
Планируем продолжить писать на эту сложную тему. Вопрос, казалось бы, очень популярный: «Я студент, хочу заработать — пойду в репетиторы. Скажите, что делать?» — но, перелопатив интернет, мы не нашли хороших трудов, целостно и всесторонне раскрывающих вопрос. Зато нашли очень много заблуждений. На часть из них ответили в этой статье. Но на самом деле их примерно столько:
Эту карту мифов составляли коллективно. Нам помог еще один наш подписчик — опытный репетитор Дмитрий Ладаний и помог Илья Лебедев — глава паблика YouBe, который объединяет умную молодежь, думающую о своем будущем. Вам, определенно, стоит прочитать статью в YouBe, где развенчиваются некоторые из этих мифов:
- об образовании репетитора,
- сарафанном радио для поиска учеников,
- легком старте.
Наши статьи специально были задуманы так, что они хорошо дополняют друг друга. Развенчивание остальных ждите в последующих выпусках на этом канале и в YouBe. Не забудьте на всех подписаться :)
Будущие выпуски
И это только мифы, а есть и другие вопросы. Задача объемная. Решили, что будем совместно писать серию статей на тему репетиторства по такому плану:
- Счистим мифы, заблуждения, расскажем про частые ошибки.
- Дадим инструментальные рекомендации для старта, которые помогут вам избежать шишек.
а) Какие программы использовать?
б) Что делать, если ребенок не делает домашние задания и как не попасть в такую ситуацию?
в) Как законопослушному гражданину оформиться, чтобы не было проблем с налоговой?
г) И многие другие вопросы мы раскроем в следующих выпусках —не переключайтесь! - Расскажем как развиваться, когда у вас получилось адаптироваться, вы не нервничаете и готовы делать шаги для совершенствования.
Хотим, чтобы наш опыт принес пользу молодому поколению. И совместно добьемся того, что в сети появится честный и проработанный материал о репетиторстве.
Ваши комментарии
Напоминаю, что будем рады получить комментарии:
- С эталонами для подражания в репетиторстве.
- О вашем эксперименте попробовать помочь людям и о том, сколько времени на это ушло.
- Вопросы, пожелания, лесть, угрозы и предложения :)
Пишут для вас о репетиторстве
- Кирилл Хало — автор канала на Дзен «Репетитор IT mentor». Страница этого же проекта в ВК. Если вам нужен репетитор по физике, математике или информатике/программированию — обращайтесь.
- Стукалова Светлана — собрала нас всех тут и помогает с написанием статей. Если вы эксперт и вам есть что сказать полезного миру, но нужен редактор, фактчекинг или даже соавтор — обращайтесь.
- Благодарим коллег Дмитрия Ладаний и Илью Лебедева из YouBe, которые поделились с нами своими идеями и опытом! Они помогли усилить эту статью и взяли на себя труд вместе с нами прорабатывать эту важную тему в своих статьях.
Еще несколько моих статей на тематику репетиторства и работы на себя:
Как репетитору выжить летом ? Финансовый план
Уверенность в себе как главный помощник в самообразовании
Как заработать деньги в интернете
Репетитор по физ-мату: плюсы и минусы профессии
Терпение — инструмент достижения успеха
Понравилась статья ? Поставьте лайк, подпишитесь на канал! Вам не сложно, а мне очень приятно :)
Если Вам нужен репетитор по физике, математике или информатике/программированию, Вы можете написать мне или в мою группу Репетитор IT mentor в VK
Библиотека с книгами для физиков, математиков и программистов
Репетитор IT mentor в telegram