Это случилось глубокой ночью после одного из самых скверных дней в жизни Павла. В тот день они с Силой шли к реке, где собирались снова рассуждать на духовные темы и изучать Писания с новообращенными христианами и другими интересующимися людьми, которые должны были собраться там. Оптимистические планы на продуктивный день были расстроены, когда их вдруг схватили, потащили на рыночную площадь, оклеветали, жестоко избили и бросили в темницу. Однако такое несправедливое обращение не сломило их дух: «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их» (Деян. 16:25).
Внезапно темница содрогнулась от землетрясения, и все двери камер отворились. Даже цепи, сковывавшие всех узников, упали. Когда проснувшийся надзиратель увидел, что случилось, наказания он испугался больше, нежели смерти. Он уже выхватил меч, чтобы убить себя, как голос Павла из глубины темницы остановил его: «Не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь».
Дальнейшие события как раз и будут объектом нашего пристального внимания.
«[Темничный страж] потребовал огня, вбежал в темницу, и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их, сказал: “Государи мои, что мне делать, чтобы спастись?”» (Деян. 16:29, 30).
В ужасе оттого, что чуть было не умер, надзиратель был благодарен за возможность остаться живым. Какая-то неведомая сила, величие которой даже невозможно было себе представить, потрясла основание темницы — и его жизнь. В голове звучал только один вопрос: что ему нужно сделать, чтобы спастись? Это самый важный в жизни вопрос.
Прежде чем мы посмотрим, что темничному стражу было велено сделать, необходимо осознать, что мы не можем спасти себя сами. Мы не можем заработать себе спасение и не можем принести достойную жертву за свои грехи. В письме к эфесским христианам Павел ясно выразил эту мысль: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас — Божий дар, — не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8, 9; см. Рим. 5:6-8).
Без Иисуса мы — бессильные грешники, не способные ничего сделать для своего спасения. Что бы ни было сказано тюремному стражу сделать, ему не было велено спасти себя самому! Только Иисус может быть Спасителем! Однако тюремщик узнал, что на приглашение Спасителя ему нужно ответить.
УСЛЫШАТЬ ДОБРУЮ ВЕСТЬ ОБ ИИСУСЕ
В ответ на вопрос тюремного стража Павел и Сила ответили:
«“Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасен будешь ты и весь дом твой”. И проповедали слово Господнее ему и всем, бывшим в доме его» (Деян. 16:31, 32).
Процесс спасения начинается со слышания доброй вести об Иисусе. До той ночи темничный страж, вероятно, мало что или вообще ничего не слышал о Спасителе. Поэтому, когда ему было сказано уверовать в Иисуса, он должен был еще узнать, кто такой Иисус и что Он сделал. Павел объяснил это в письме к римлянам: «Итак, вера — от слышания, а слышание — от Слова Божьего» (Рим. 10:17). Наш ответ Иисусу начинается, когда мы слышим о Нем.
УВЕРОВАТЬ В ГОСПОДА ИИСУСА
«Вера» — вот слово, емко вмещающее в себя наш ответ Иисусу. Оно включает в себя следующие элементы:
1. Согласие. Это деятельность разума. Мы слышим что-то, анализируем услышанное и затем решаем, принимать или не принимать это. Когда мы слышим весть об Иисусе и решаем, что верим ей, мы соглашаемся с преподанной нам истиной.
2. Доверие. Это выше согласия. Это вера Иисусу на слово. Один переводчик Библии, живший в племени, которое не имело письменной версии Писаний, оказался в затруднительном положении, потому что в языке тех людей не было слова со значением «вера». Он не знал, как описать его. Но вот однажды его друг вернулся домой после работы на своем поле, устало сел и вздохнул: «Как хорошо, когда есть стул, на который можно опуститься всей тяжестью твоего тела». Это было как раз то, что миссионер так долго искал. «Вера» («доверие») означает такое состояние сознания, когда ты возлагаешь всю тяжесть своей жизни на Иисуса!
3. Послушание. Вера без послушания — это не вера. В письме к римлянам Павел говорит о «послушании веры» (Рим. 1:5; Славянское Евангельское Общество). Иаков ясно заявляет:
«Так и вера — если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: “Ты имеешь веру, а я имею дела”. Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един, — хорошо делаешь…» (Иак. 2:17-19).
Таким образом, вера включает в себя согласие разума, доверие и послушание. Верующие отдают свой разум, свои сердца и свою жизнь Иисусу. Темничному стражу в ту ночь, несомненно, предстояло многое узнать и принять, но землетрясение ясно продемонстрировало ему его нужду в Боге. Бог, который потряс землю и спас ему жизнь, был достоин его веры.
ПОКАЯТЬСЯ
Слова «покаяться» и «покаяние» в истории о филиппийском тюремном страже вообще отсутствуют, но явно подразумеваются. Когда Павел и Сила «проповедали слово Господне ему» (Деян. 16:32), они, конечно же, должны были рассказать и о тех изменениях, которые ему придется внести в свою жизнь христианина. Мы читаем, что тюремщик взял их «в тот час ночи» и в покаянии «омыл раны их» (Деян. 16:33). «Покаяние» — это изменение, происходящее в сердце, разуме и воле, что приводит к изменению поведения. Это полное смещение фокуса в нашей жизни — от служения себе к служению Богу.
Покаяние проповедовали и Иоанн Креститель и Иисус (Мф. 3:2; 4:17). После Своего воскресения Иисус сказал Своим ученикам, что «должно быть проповедано во имя Его покаяние и прощение грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк. 24:47).
Собравшихся в день Пятидесятницы людей так глубоко тронула проповедь евангелия, что они спросили: «Что нам делать, мужи братья?» Петр ответил:
«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов…» (Деян. 2:38).
Люди, которые приходят к Иисусу за спасением, должны покаяться.
ИСПОВЕДАТЬ СВОЮ ВЕРУ
Следующая часть нашего ответа на евангелие — это признание, что мы верим, что Иисус есть Сын Божий. Об этом исповедании Павел пишет:
«…сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:10).
«Призвать имя Господне» — так иногда описывается то, как мы откликаемся на евангелие (Рим. 10:13; см. 22:16). Ранним утром Павел и Сила сказали надсмотрщику: «Веруй в Господа Иисуса Христа» (Деян. 16:31). Исповедание устами, что он уверовал в Иисуса, было частью ответа темничного стража на евангелие.
КРЕСТИТЬСЯ
«И… немедленно крестился сам и все домашние его; и, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога» (Деян. 16:33, 34).
Еще одной частью того, что для стража означало «уверовать в Господа Иисуса», было крещение, или погружение под воду во имя Иисуса для омовения греха. Это не было «делом», как не было и попыткой заслужить спасение. Это был акт смиренного повиновения призыву евангелия. Крещение — это то место и то время, где и когда Бог прощает наши грехи и делает нас Своими детьми (Гал. 3:27; 1 Пет. 3:21; Деян. 22:16). Темничный страж был рад покориться крещению и сделал это, не теряя времени!
ВЫВОД
«Что мне делать, чтобы спастись?» — и сегодня самый важный вопрос в мире. Из рассказа о филиппийском темничном страже мы увидели, как можно дать краткий ответ на этот вопрос: (1) услышать добрую весть об Иисусе, (2) уверовать в Него, (3) покаяться, (4) исповедать свою веру и (5) креститься во Христа.
#спасение #христианство #религия #библия #христианин #вера