Когда дети начинают ходить в детский сад, они часто беспокоятся и плачут. Родителям кажется, что проблема только в привязанности ребенка. На самом деле страх разлуки работает в обе стороны. Родители должны научиться контролировать свои эмоции и не проживать беспокойство за ребенка.
Что вызывает нежелание ходить в детский сад?
Ребенку важно чувствовать себя в безопасности дома и в любом другом месте, куда он приходит. Обеспечить эту безопасность может только родитель или ближайший опекун. В момент, когда малыша отводят в детский сад, он теряет одновременно и безопасную зону, и своего опекуна. За ним больше никто не присматривает. А детской психике нужно знать, что взрослый (мама или папа) наблюдает.
По этой причине дети демонстративно показывают все, что они делают. Если на меня смотрит мама или папа, значит, я под их защитой, я делаю все правильно, меня одобряют.
Лишившись наблюдателя и безопасного пространства, нервная система ребенка доходит до пика возбуждения. И если так получилось, что в младенчестве его не успокаивали правильно, не транслировали своими действиями, голосом, улыбкой: "Я рядом, все хорошо, я вижу, что сейчас тебе страшно или одиноко, но это пройдет. Тебе плохо сейчас, я это понимаю, но на самом деле ничего критичного не происходит", то в 3-6 лет у ребенка тоже нет знания, что все будет хорошо. Нервная система не умеет самостоятельно тормозить возбуждение и успокаивать себя. Тогда любая разлука будет казаться невыносимой.
Или наоборот, тревожная мама могла эмоционально реагировать на любой плач, кашель или шаг ребенка. Таким образом она не позволила ему ни разу узнать все уровни возбуждения нервной системы, столкнуться со своими страхами и потребностями и не оставила знание, что испытывать эмоции - не страшно, мир безопасен, можно его исследовать, знакомиться с людьми, испытывать предметы на прочность.
В первые 2 года жизни через отзывчивую, но спокойную мать ребенок усваивает, что само наличие эмоций - это не страшно, даже, если они очень интенсивные и волнуют здесь и сейчас.
Своей уверенностью мать транслирует, что в итоге малыш все равно успокоится, страх пройдет, грусть, усталость тоже. Он расслабится, уснет и завтра начнется все сначала. Мир добр, он не одинок, не живет в опасности, поэтому не нужно жить каждую минуту в напряжении. Грязь на улице, лужи, разбитые вещи, сломанные игрушки - это тоже нормально, за это не последует немедленное наказание и крик за неверное действие.
Тревога разлуки для детей - понятная эмоция, учитывая их возраст и необходимость в безопасном пространстве
Один из способов помочь уменьшить беспокойство - заранее преподнести детский сад, как безопасное место. Сформировать доверие семьи к воспитателям, другим детям и новому месту. То есть показать, что мама и папа уверены, что там безопасно и хорошо, а ребенок обязательно справится, и всегда может обратиться за помощью так же, как он это делает дома.
Но родители сами должны в это верить. Трудно сформировать доверие к детскому саду, если ребенок видит как мама нервничает, кричит или плачет, потому что сама не может пережить эту временную разлуку.
Также не стоит подавать противоречивые сигналы, в стиле: "Ты без меня на горшок сходить не можешь", "Тебя нельзя на минуту оставить", "Как я вас оставлю с отцом!", но "Все детки ходят в детский сад, там хорошо и весело". Только кажется, что ребенок ничего не понимает. Но детский мозг все запоминает, сопоставляет и складывает в собственную картинку.
Поэтому, одно действие за раз, один посыл за раз. Либо тебя можно оставить одного и ты справишься, либо нет.
Родителю необходимо работать над своим беспокойством о ребенке, а не испытывать беспокойство за него, когда он адаптируется, привыкнет, перестанет плакать, а как же он/она останется один и т.д.
Большинству из нас трудно адаптироваться к новому опыту, но он редко оказывается слишком трудным. Как правило, жизнь стремится к усреднению. Мы слишком часто верим и предсказываем, что будущие обстоятельства будут невыносимыми, а на деле все оказывается намного проще.
Дети тоже так делают, но, если им помочь, они быстро адаптируются. Тогда детский сад для них может стать захватывающим опытом.
Если ребенок слишком мал и тревога сохраняется, ему нужно дать чуть больше времени и увлечь чем-то интересным. Интерес побеждает страх
Вспомните, как родители отвлекают детей в транспорте? Показывают мультики или что-то увлекательное на телефоне. Внимание ребенка тотально переключается на новую вещь, окружающая среда перестает существовать.
То же самое с нерешительным, боязливым ребенком и новым местом. Чтобы он увлекся и забыл о своем страхе, малыш должен найти там что-то интересное для себя. Воспитатель или родитель может помочь на первом этапе, банально научить взаимодействовать в игре с другими детьми или предметами.
Когда ребенка приводят в секцию, его увлекает новизна и четкость правил: делай так и получишь результат. Задания настолько просты, что их можно выполнить с первого раза, тут же получив вознаграждение.
В возрасте от 1 до 3 лет нужно время, чтобы привыкнуть к новому окружению как к безопасному и надежному, и лучше всего позволяет это сделать возможность повеселиться.
Когда порог будет достигнут, дети начнут чувствовать себя как дома.
Резюмируя:
- Чтобы помочь ребенку в адаптации к новому месту вселяйте в него энтузиазм и знание, что он справиться. Детский сад - это безопасно, потому что родители доверяют этому месту и воспитателям, и он тоже может.
Если нервная система ребенка получила вышеописанные навыки самоуспокоения, то ребенок всегда будет держать в голове образ мамы или папы, и в момент сильного возбуждения автоматически обращаться к нему, чтобы успокоить себя. Это позволит лучше пережить разлуку.
2. Моделируйте уверенность в ребенке не только относительно детского сада, но и других новых мест. Не путайте правила безопасности с запугиванием. Не стоит пытаться успокоить ребенка, внушая ему идею, что все посторонние люди опасны, полицейские могут забрать, если он не прекратит капризы и т.д.
3. Проявляйте дружелюбность к другим людям и ребенок это запомнит.
4. Малыш не сможет легко подойти к новым детям и познакомиться с ним, если перед его глазами 24/7 совсем другой пример. Это также проявится проблемой в коммуникации в более зрелом возрасте - в 15, 25, 30 лет.
5. Наградите своих детей подлинным признанием за их старания, игру, посещение детского сада или секции, за любые действия, которые они сделали хорошо и совместно с другими людьми.
Если тревога не проходит, продолжайте в том же духе, выясните, в чем заключаются трудности ребенка и помогите их решить. Он привыкнут к среде, которую часто посещает, если получит необходимые навыки для пребывания в ней и будет воспринимать ее как забавное место для игр, учебы и знакомства с другим детьми.