- «Кротость и смирение должны присутствовать во всех христианах. Этим многие святые отличались. Но если бы не воинствующие заступники веры православной, что бы с нами было? Ольга, во крещении Елена, Александр Невский и другие святые… А Илья-пророк как был крут к язычникам! Стараюсь в себе пробуждать смирение, но мысли расползаются и уходят. Если со смирением как-то с Божьей помощью получается, то с кротостью нет. Как себе помочь? Понимаю всю свою греховность, стараюсь исправиться с Божьей помощью, но мысли в постоянном смущении находятся. Что предпринять?»
Нужно разобраться в терминах: что подвижники говорили о смирении, как оно проявляется. Оно очень разноплановое, многогранное. Может вот так проявляться: ударили в одну щеку, подставь другую. Христос говорил: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). Но когда Христа ударили на суде, что произошло? Когда Его привели, «первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его» (Ин.18:19). А Господь ему ответил: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего» (Ин. 18:20). Христос этой фразой сказал, что ничего тайного, эзотерического Он нигде не оставлял. Его учение носит абсолютно открытый характер. Как только Он это сказал, один из слуг подошел и ударил Его по щеке. Что сделал Христос? Он не подставил другую, Он его упрекнул: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Ин. 18:23).
По-моему, кротость ничего общего не имеет со смирением. Смирение ничего общего не имеет со слабостью, забитостью, зашуганностью. Смирение ― это решимость исполнить волю Божью. Я эту фразу, по-моему, у Феофана Затворника прочитал, и она мне очень понравилась. Для себя вооружился ею, всегда держу ее в уме. Это решимость, а не какое-то безволие: тебя бьют, а ты: «Ну, ладно, что ж... Давайте дальше». Это позитив, динамика, внутренняя сила, решимость исполнить волю Божью, а она бывает разная. Бывает, ее исполнить непросто. Тот же, например, Илья-пророк. Когда ему Господь говорит: «Иди туда и скажи то». Например, «иди к Иезавели и обличи!» Иезавель — это жена израильского царя Ахава. Представьте себе, если бы Вы пошли и сказали, например, нашему премьер-министру в лицо всё, на камеру, Вас бы, конечно, не убили. Просто проводили бы. А в те времена пойти к царю и всё сказать, обличить — это пойти на верную смерть.
А Иеремия? Он что-нибудь скажет, так его в яму бросят. Он еще что-нибудь скажет — его палками побьют. И когда в 25-й раз его избивали, ему в 26-й раз Господь сказал: «Иди и скажи им опять». Попробуй пойди и скажи! Вот эта решимость исполнить Волю Божью и есть смирение. Это звучит так: «Господи, меня уже 25 раз били. Ты меня опять посылаешь. Сейчас меня опять побьют», — но идешь и говоришь. Это называется смирением. Вам оно кажется воинствующей, горячей, пламенной защитой православия. Да, в тот момент Дух Святой укреплял пророка, он смело говорил. Но это же на грани. Тот же Иеремия говорил: «И подумал я: "не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его"; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер. 20:9).
Александр Невский, говорите, воинствующий защитник? А посмотрите, какая у него высота глубокого смирения! Когда он едет к хану на поклон договариваться, умягчать, подарочки везет. С рыцарями сражается до последнего, а этого ублажает, задабривает взятками, подарками. А новгородцы-то что ему сказали? «Спасибо» что ли? Да они его выгнали! А потом, когда жареным запахло — опять позвали. И он фактически делал то же самое, что Илья-пророк и другие пророки — шел на унижения. Что, не страшно ему было в Орду ехать? Это же фактически на смерть.
Так что, разберитесь с терминами, что за этими терминами стоит. Тогда у Вас все пазлы сложатся.
А кротость есть способность понять и простить человека, способность поставить себя на его место, посмотреть на ситуацию его глазами.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.