Часть 3. «Матвейка»
«Матвейка» — так по-свойски рыбаки называют Матвеевскую плотину. Поименована она в честь нашего земляка, Почётного гражданина города Новошахтинска Анатолия Васильевича Матвеева. Всю свою жизнь он посвятил угольной промышленности, с 1965 по 1984 годы занимал должность директора шахты имени В.И. Ленина. Именно при нём строились шахтные очистные сооружения. Плотина была их частью, прудом, в который попадали откачанные водоотливом и уже очищенные подземные воды. Мощная дамба этого водоёма сооружена из отработанной горной породы.
Кроме того, рукотворное озеро выступало в роли подсобного хозяйства шахты Ленина. Плотину зарыбили, выпустив в неё мальков сазана и карпа. Свободный лов рыбы на ней в то время не разрешался (ныне Матвеевская плотина доступна для всех любителей рыбалки).
Малый Несветай покидает Кошкинскую плотину по узкой каменистой теснине. Журча по ступенькам длинного пологого водопада, речка спускается всё ниже и ниже, в конце концов разливаясь по широкой котловине, поросшей камышом, кустарником, небольшими деревцами. Однако долго бежать так Малому Несветаю не приходится. В полукилометре от Кошкинской его воды вновь начинают наполнять собою другую плотину — Матвеевскую. Она не слишком велика — четыреста метров в длину; в ширину — где шестьдесят-семьдесят, где девяносто-сто с лишним метров. Глубиной эта плотина тоже не отличается — в самом центре от силы два-три метра, а в начале разве что по пояс взрослому человеку. Дно илистое, вязкое.
Начинается «Матвейка» топкой низиной. Затем её зеркало округлым изгибом поворачивает вправо, к городу. В сравнении с Кошкинской плотиной берега здесь меняются ролями — левый высокий, обрывистый; правый, наоборот, низкий, пологий. Широким мысом с плавными обводами он выдаётся вглубь плотины. На мысе стоят красивые, словно мастерски сделанные игрушки, домики садоводческого товарищества «Виктория», одного из немногих дачных хозяйств, сохранившихся в Новошахтинске. Изящные коттеджи прячутся среди роскошных плакучих ив, длинными ветвями склонённых к голубому зеркалу воды. Осенью их узкие листья хотя и желтеют, но долго-долго не опадают, едва не до самой весны.
На правом берегу плотины, только ближе к городу, возвышается групповой породный отвал. Могучей розово-бурой, с вкраплениями зеленого, столовой горою он протянулся почти на километр вдоль русла Малого Несветая.
Оканчивается Матвеевская плотина узким искусственным створом водосброса. Вода бежит по нему быстрым потоком, в конце створа падая с трёхметровой высоты небольшим водопадиком. Дальше Малый Несветай вновь неспеша течёт скромной речкой посреди своего исконного широкого русла, скрываясь под зарослями тростника и осоки.
На «Матвейку» мы с сестрой приехали ближе к вечеру, в этот раз взяв с собою моего юного друга Никитку. Спустились по крутому откосу на широченную дамбу плотины, дивясь количеству стоящих на ней разномастных легковых автомобилей. Оказалось, то были машины рыбаков. Вдоль всей дамбы и у подножия левобережного крутояра любители рыбалки сидели через каждые двадцать-тридцать метров. А один из них как раз выгребал из-за мыса на резиновой лодке держась середины плотины.
Я подошёл к ближайшему из рыболовов, мужчине лет шестидесяти в старомодном сером дождевике: «Ну как, поймали что-нибудь?» — «Пару сазанов, да разной мелочи кошке». — «А что тот парень в лодке, сети ставит?» — «Да ну, нет. Попробовал бы он тут сети ставить, мы бы ему показали».
В этот момент меня окликнули сестра с Никиткой: «Дядя Саша, давай побежим наперегонки», — предложили они. «Наперегонки?! А куда?» — удивился я. «До машины». — «Ладно, побежали». У меня побаливала нога, бежать не слишком-то хотелось, но разве откажешь ребёнку!
Мы изготовились к старту. Сестра просчитала: «Раз, два, три!» — и вся наша тройка разом лихо рванула с места. Несмотря на больную ногу, я с лёгкостью обошёл бегунов, бросивших мне вызов, первым легонько постучав ладонью по капоту нашей «Калины». Запыхавшись, улыбаясь подбежали мои соперники, тотчас потребовав реванша. Во втором забеге я, понятное дело, с небольшим отрывом пришёл к финишу третьим. А победителем стал самый юный участник нашего небольшого соревнования. В итоге все остались довольны, в особенности мой друг Никитка.
Чтобы попасть к маленькому водопадику в створе водосброса, мы объехали плотину с другой стороны. Спуститься вниз по щебенчатой осыпи оказалось не так уж и сложно. В результате фото водопада получились весьма выразительными.
В завершение мы решили предварительно наметить маршрут по дальнейшему исследованию Малого Несветая. Для этого пересекли дорогу на Новопавловку, свернув в горку, к лесу. Отсюда, с высоты, открывался широкий красивый вид на всю округу. В закатном небе, по серой облачной зыби чёткими чёрными силуэтами неспешно, по-хозяйски, скользила пара коршунов.
Однако до темноты оставалось совсем недолго, да и левое заднее колесо «Калины» стало как-то подозрительно подспускать — следовало не мешкая ехать на шиномонтаж. Поэтому окинув внимательным взглядом глубокую, заросшую камышом, балку, которая, собственно, была руслом Малого Несветая, мы уселись в машину и покатили по направлению к городу.
Автор: Александр Белоцицкий, г.Новошахтинск.