33,5K подписчиков

Смотр бронетанковых новинок в маленьком деревенском музее

748 прочитали

Репортаж с празднования Дня Победы, который прошел в Музее отечественной военной истории

Частные военно-технические музеи и коллекции военной техники появились в России не вчера. Их развитие идет уже довольно давно, причем влияние частных коллекций только растет. Далеко ходить не надо. Если раньше на военно-исторических реконструкциях кое-как можно было наскрести 1-3 единицы гусеничной техники, то сейчас ситуация слегка так другая. Это же касается и частных собраний, доступных для широкого круга посетителей. Особенно показательно это можно наблюдать в День Победы. Впрочем, не менее интересно выглядело собрание техники, которое москвичи могли наблюдать 7 ноября на Красной площади. В память о параде 7 ноября 1941 года, который прошел в честь 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции, на Красной площади проводится торжественный марш. Хорошо известные проблемы не позволили провести марш в 2020 году, а в 2021 году вообще ничего не происходило, но это явно временно. А до того на Красной площади можно было видеть десятки единиц частной техники, включая танки и самоходные артиллерийские установки.

На сей раз в Музее отечественной военной истории было многолюдно.
На сей раз в Музее отечественной военной истории было многолюдно.

Принимает участие в данных мероприятиях и Музей отечественной военной истории. Открылся он 9 мая 2014 года, за 8 лет проделав большой путь. Изначально музейная экспозиция состояла из одного корпуса, навеса под технику и открытой площадки для артиллерии. Сейчас число корпусов выросло до четырех, включая танковый. Предполагается, что и у артиллерии будет отдельный корпус, да и танкам становится постепенно тесно. "Маленький деревенский музей", как именуют его сотрудники музея, постоянно развивается. Музейная техника ездит не так часто, но всё же ее периодически можно видеть в движении. Это касается и тематических передач, и военно-исторических мероприятий.

Не только техника и вооружение. Одной из важнейших задач музея - сохранение памяти о нашей истории.
Не только техника и вооружение. Одной из важнейших задач музея - сохранение памяти о нашей истории.

9 мая во многих уголках России проводятся праздничные мероприятия, приуроченные ко Дню Победы. Проходят они и в музея, как государственных, так и частных. Не стал исключением и Музей отечественной военной истории. В подмосковном Падиково 9 мая и 23 февраля традиционно проходят массовые мероприятиях. Их кульминацией становится парад с участием музейных новинок. В связи с известной ситуацией 2020-2021 годов полноценные мероприятия проводить не представлялось возможным, поэтому нынешний День Победы стал особенным. Музей показал не только новинки этого года, но и технику, которая появилась в его коллекции со второй половины 2019 года по сегодняшний день. Посмотреть было на что.

На праздники становятся доступны некоторые из музейных экспонатов.
На праздники становятся доступны некоторые из музейных экспонатов.

Стоит сразу отметить, что Музей отечественной военной истории носит такое название не просто так. Именно истории здесь уделяется немало внимания. Располагается музей на том месте, где в декабре 1941 года шли ожесточенные бои. 9 мая 2019 года в музее был открыт памятник воинам Красной Армии, которые освобождали Падиково. Сражению в районе Падиково в музее уделено особое внимание: и в самом музее, и на его странице этим боям уделено много внимания.

Тоже Т-34, но карманный.
Тоже Т-34, но карманный.

Ни одно мероприятие, проводимое в музее, не проходит без напоминания о тех, благодаря кому мы победили. Нынешние мероприятия 9 мая не стали исключением. Всё это вооружение и военная техника - не главное. Главное помнить о тех, кто с их помощью смог победить в самой страшной войне в нашей истории.

В Музее отечественной военной истории чтут память тех, кто ценой своей жизни добыл Победу.
В Музее отечественной военной истории чтут память тех, кто ценой своей жизни добыл Победу.

Главной новинкой нынешнего парада стал колесно-гусеничный танк БТ-7. Эти танки стали олицетворением бронетанковой техники Красной Армии в 30-е годы. Такие машины изначально не предусматривались в системе вооружения Красной Армии, но далее колесно-гусеничные танки Кристи получили новую нишу - быстроходные танки. Позже они стали "оперативными танками". Главным их плюсом являлась высокая подвижность, правда, надо иметь в виду - БТ никогда не был самым массовым танком Красной Армии. Рабочей лошадкой оставался Т-26, а на долю танков семейства БТ отводились задачи маневренных боевых действий. Что-то похожее далее можно было видеть у англичан, которые разделили свои танки на крейсерские и пехотные. В Красной Армии поступили иначе: место БТ далее заняли Т-34, полноценные средние танки, а роль сменщика Т-26 отводилась Т-50. Что же касается БТ, то пик их применения пришелся на 1941 год. Основная масса этих танков погибла в первый год войны, что не помешало им участвовать в боях августа 1945 года. Машина из коллекции Музея отечественной военной истории относится к ранней версии БТ-7, танк из состава 1-й танковой дивизии погиб в июле 1941 года.

БТ-7, главная новинка нынешнего Дня Победы в Музее отечественной военной истории.
БТ-7, главная новинка нынешнего Дня Победы в Музее отечественной военной истории.

Ныне БТ-7 сохранилось совсем немного. На реставрацию представленной машины ушел не один год, результат этих работ можно было увидеть 9 мая. Из демонстрации машины удалось сделать маленькое шоу. БТ, способные ездить на колесном ходу, можно видеть и в других музеях. Другой вопрос, что процесс перехода с гусениц на колеса обычно остается за кадром. В музее приняли правильное решение показать этот увлекательный процесс во всей красе. По нормативам переход на колесный ход составляет чуть больше 20 минут, основная проблема заключается в том, что гусеничные ленты тяжелые, втроем их таскать тяжеловато. Поэтому таскали несколькими экипажами. Весь процесс занял чуть меньше 7 минут.

Увидеть процесс перехода с гусеничного хода на колесный - редкое зрелище.
Увидеть процесс перехода с гусеничного хода на колесный - редкое зрелище.

Следующей новинкой стала бронемашина, прибывшая в музей на прошлой неделе. Это легкий бронеавтомобиль БА-20М, самый массовый советский легкий броневик на начало Великой Отечественной войны. Бронемашина восстановлена в самой поздней конфигурации. До того в музейной коллекции находился только один легкий советский броневик - БА-64. К концу 30-х годов в Красной Армии сложилась ситуация, когда легкие броневики-разведчики вроде БА-20 находились в нижнем приоритете. Их подвижность была не самой выдающейся, а с точки зрения боевых возможностей они стояли явно ниже БА-10. Поэтому к началу Великой Отечественной войны леких броневиков было в 1,5 раза меньше средних пушечных. БА-20 ныне большая редкость, настоящих бронемашин данного типа сохранилось всего несколько штук.

БА-20М, вторая крупная новинка музея.
БА-20М, вторая крупная новинка музея.

Колесных новинок за последнее время хватало. В их числе оказались и вспомогательные машины, которые относительно широко применялись в Красной Армии. Речь идет о пикапах. Первенцем стал ГАЗ-4, который был разработан на базе легкового автомобиля ГАЗ-А. Разработал его Ю.Н. Сорочкин, впоследствии создавший немало горьковских машин. Автомобиль получил кабину от грузовика ГАЗ-АА, но при этом не был лишен изящества. Всего было выпущено чуть более 5 тысяч таких пикапов, из них в Красную Армию попало не так уж и много экземпляров. Зато таким пикапом летом 1941 года пользовался Константин Симонов.

Пикап ГАЗ-4, он совсем недавно пополнил музейную экспозицию.
Пикап ГАЗ-4, он совсем недавно пополнил музейную экспозицию.

Примерно в том же статусе вспомогательной машины находился и автомобиль, который сменил ГАЗ-4 в серии. Им стал ГАЗ-М-415, созданный всё тем же Сорочкиным на базе ГАЗ-М1. При его создании учли особенности эксплуатации ГАЗ-4: теперь кузов и кабина были раздельными, поскольку имелись проблемы, связанные с жестостью рамы. Также кузов стал более простым, но при этом и более практичным. Выпустили их также немногим более 5 тысяч, из них в Красную Армию попало менее 2 тысяч. Причины те же - специфичность машины. Пикапов ныне сохранилось совсем немного, так что ГАЗ-4 и ГАЗ-М-415 стали достойным пополнением автомобильной экспозиции.

Еще один пикап - ГАЗ-М-415.
Еще один пикап - ГАЗ-М-415.

Следующая машина - один из тех образцов, без которых сложно представить советскую военную технику военного периода. Речь идет о системе залпового огня М-13 на шасси грузового автомобиля Studebaker US6. Каноничной "катюшей" считается машина на базе ЗИС-6, но их прекратили выпускать в конце 1941 года. А в 1942 года пошел выпуск на базе зарубежных грузовиков. Год спустя стандартной базой для М-13 стал Studebaker US6, именно такая машина и представлена в музее.

М-13 на шасси Studebaker US6 - самая массовая из "Катюш".
М-13 на шасси Studebaker US6 - самая массовая из "Катюш".

Помимо новинок, в строю шли машины, которые являются постоянными участниками мероприятий, которые проводятся музеем. В их числе малый танк Т-60, один из первых образцов бронетанковой техники, появившихся в музее. Эта машина стала первым танком Красной Армии, принятым на вооружение во время Великой Отечественной войны. Главная причина появления Т-60 - возможность выпускать их в больших количествах. В целом виде до наших дней дожило всего 3 Т-60, остальные, как и танк из Музея отечественной военной истории, собраны из кусков. Музейный танк имеет признаки Т-60 производства завода №264 (Сталинград).

Малый танк Т-60, одна из "рабочих лошадок" музея.
Малый танк Т-60, одна из "рабочих лошадок" музея.

Одной из причин появления Т-60 на параде стала презентация еще одного нового танка. Речь идет о Т-70, легком танке, который пришел весной 1942 года на смену 60-ке. В отличие от предшественника, имевшего противопульную броню и 20-мм автоматическую пушку, 70-ка уже более соответствовал классу легких танков. Благодаря наличию 45-м пушки, а также более толстой лобовой броне, данный танк более подходил на роль машины поддержки пехоты. Представленный в музейной коллекции танк является самым старым из сохранившихся до наших дней Т-70. Машина максимально аутентично восстановлена как снаружи, так и внутри.

Легкий танк Т-70, он появился в музее недавно.
Легкий танк Т-70, он появился в музее недавно.

Есть среди новинок, которые появились после празднования Дня Победы в 2019 году, и настоящий уникум. Осенью 1941 года в Ленинграде, вокруг которого сомкнулось кольцо блокады, начали выпускать самоходные артиллерийские установки СУ-26. Стоили их на базе ремонтных шасси танков сопровождения Т-26, в общей сложности изготовили около 30 штук. Эти машины использовались в составе танковых бригад, воевавших на Ленинградском и Волховском фронтах. В последний раз их применяли летом 1944 года, считалось, что ни одной СУ-26 не выжило. Но не столь давно были обнаружены останки СУ-26 из состава 122-й танковой бригады. Так была возвращена страница отечественной истории бронетехники, которую, как считали, потеряли безвозвратно.

СУ-26, один из музейных уникумов.
СУ-26, один из музейных уникумов.

Демонстрацию новинок продолжили две машины, которые были произведены на московском заводе ЗИС. Чисто военных автомобилей там поначалу не производили, но имелось длиннобазное шасси ЗИС-12, которое имело, прежде всего, военное назначение. Речь идет о прожекторной станции З-15-4, которая выпускалась с 1937 года. Прожектор, а также его генератор, размещались прямо в кузове машины, при необходимости прожектор можно было снять. Это был самые массовые советские прожекторные станции в военный период. Увы, их остались считанные единицы, одна такая машина теперь есть в Падиково.

Прожекторная станция З-15-4.
Прожекторная станция З-15-4.

Если прожекторных станций З-15-4 дожило несколько штук, то следовавшая за ним машина является настоящим уникумом. В 1941 году была срочно разработана зенитная версия грузового автомобиля ЗИС-6. Во многом шасси ЗИС-6 стало вынужденной мерой, поскольку исходно предполагался другой грузовик - ЗИС-32. Он обладал более мощным мотором и имел полный привод. Но большинство ЗСУ всё же изготовлялось на трехосном шасси. Не так давно были обнаружены останки такой машины, теперь она возродилась из пепла. Удивительное дело: более-менее подробной информации о машине нет, а сама машина есть!

Еще один уникум - ЗСУ на базе ЗИС-6.
Еще один уникум - ЗСУ на базе ЗИС-6.

Еще одним образцом, без которого сложно представить бронетанковую технику Красной Армии, является танк Т-34. На параде показали Т-34-85, машину с очень бурной судьбой. Танк успел повоевать в Великую Отечественную войну, далее оказался в армии Югославии, а после выхода на пенсию стал памятником. Далее, в 90-е годы, танк сняли с постамента и он еще повоевал. Позднее эту машину выкупил один из коллекционеров, а затем он оказался в России. На крыше башни всё еще можно видеть крепежи под вертлюг крупнокалиберного пулемета Browning M2HB.

Т-34-85, обязательный участник музейных мероприятий.
Т-34-85, обязательный участник музейных мероприятий.

Замыкающим парада стала машина другой временной эпохи. Музей отечественной военной истории является единственной на сегодняшний день частной коллекцией, где имеется ходовой образец основного танка Т-80. В музее представлена версия Т-80БВ, она прошла демилитаризацию, но имеет возможность двигаться. Газотурбинный мотор порой заставлял зрителей искать в небе самолет, звук очень характерный. К 9 мая танк обрел маркировки, так сложилось, что полноценно 80-ка воюет сейчас.

Т-80БВ, единственная ходовая газотурбинная 80-ка в музейных коллекциях.
Т-80БВ, единственная ходовая газотурбинная 80-ка в музейных коллекциях.

После окончания парада праздничные мероприятия продолжились. На пару часов техника была доступна для посетителей, также в музее проводятся тематические экскурсии. Действовал и танкодром, где можно было покататься на игрушечных танках. Последние, к слову, пользуются большой популярностью, их можно видеть в целом ряде мест, включая и парк "Патриот".

После парада желающие могли осмотреть машины поближе.
После парада желающие могли осмотреть машины поближе.

Следует лишний раз напомнить, что Музей отечественной военной истории работает абсолютно бесплатно. В выходные вы можете посетить музей с 11:00 до 16:00, в будние дни идет предварительная запись.

С Днем Победы!
С Днем Победы!

Между тем, музей в самое ближайшее время ожидают новинки, касается это и бронетанковой техники. О новинках можно узнать на сайте музея, там же можно записаться на посещение. С Днем Победы!

Другие материалы по военно-историческим мероприятиям:

7 ноября 2020 года на Красной площади

Мероприятия в парке "Патриот", прошедшие 30 января 2021 года и приуроченные к годовщине прорыва блокады Ленинграда

Праздничные мероприятия 23-го февраля в Музее отечественной военной истории

Репортаж с первой репетиции Парада Победы 2021 в Москве

Ретро-парад "Под знаменем Победы", который прошел 1 мая на территории парка "Патриот"

День Победы в Музее отечественной военной истории

Ночь Музеев в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Военно-патриотический слёт "Моторы Войны", прошедший 28-29 мая 2021 года в Самаре

Второй день военно-патриотического слёта "Моторы Войны" в Самаре, прошедший 29 мая 2021 года

Тягачи и другие гусеничные машины на международном военно-патриотическом слете "Моторы Войны-2021" в селе Ивановское

Военно-патриотический слёт "Моторы Войны", прошедший 5-8 августа 2021 года в районе села Ивановское

Грузовики и бронемашины, которые участвовали в юбилейном международном слёте "Моторы Войны-2021"

Бронетанковая техника на юбилейном международном военно-патриотическом слете "Моторы Войны"

Репортаж с празднования Дня Танкиста, который прошел в Техническом центре парка "Патриот" 12 сентября 2021 года

Лекция по Pz.Kpfw.38(t) в Музее Техники Вадима Задорожного, совпавший с мини-парадом в честь Дня Танкиста

Репортаж с первой вечерней репетиции Парада Победы в Москве, которая состоялась 28 апреля 2022 года