Найти в Дзене
Kиношные истории

«Летят журавли»: о героине, «без морального облика», Баталове и травме, о съемках в грязи и Пальмовой ветви

Оглавление

Пьеса «Вечно живые» написана в 1943 году драматургом Виктором Розовым, и тогда ее не допустили к печати, из-за измены героини в сюжете. Девушка предала ушедшего на фронт солдата – это было неправильным в те годы.

Но в 1956 году произведение опубликовали. И оно сразу же получило популярность – поставили спектакль в «Современнике, и решили написать сценарий к фильму.

Кадр из фильма "Летят журавли"
Кадр из фильма "Летят журавли"

Над подготовкой к съемкам стал работать режиссер Михаил Калатозов, который отыскал В. Розова и попросил его написать сценарий для фильма. Сначала фильм решили назвать «За твою жизнь» - так как сценарий отличался от пьесы. Были новые эпизоды, и некоторые герои исчезли или ушли на второй план. В итоге остановились на варианте «Летят журавли».

Режиссер М. Калатозов
Режиссер М. Калатозов

Сцену измены мосфильмовцы убрать не смогли – это была основа сюжета, поэтому поставили пометку «спорно». Однако постоянно были правки – что-то менялось местами, добавлялось и убиралось. Легкой руки оператора С. Урусевского появились нестандартные визуальные ходы, передававшие эмоции лучше, чем если бы герои говорили.

Алексей баталов
Алексей баталов

Актерский состав: главные роли

Известный уже тогда Алексей Баталов сразу стал кандидатом на главную роль. Но перед тем, как его утвердить, режиссер решил найти героиню. Поначалу решили приглашать Елену Добронравову. Но тут Урусевский посмотрел фильм «Мексиканец», где ему приглянулась начинающая актриса Татьяна Самойлова.

Решили попробовать. Но Калатозов поспрашивал о Самойловой, узнал, что ее отчислили из «Щуки» и больше никуда не приглашали, считая актрису «не типажной, тяжеловатой для комедии и легковесной для драмы». Режиссер понял – это то, что надо. Правда, у Розова были сомнения, он считал Самойлову слишком юной для серьезной роли. Но когда увидел готовый материал – успокоился.

Татьяна Самойлова в фильме "Мексиканец"
Татьяна Самойлова в фильме "Мексиканец"

Эффекты в фильме: тяжести и точность

Оператор постоянно придумывал что-то новое для съемок – уж очень любил он свою работу. Вот, к примеру, сцена, когда герой стремительно бежит по лестнице, заняла много времени. Так как Урусевский придумал и построил макет лестничного колодца на 3 этажа, куда в центр поставили металлический столб и прикрепили люльку для оператора.

Баталов бежит по лестнице, а помощники поднимают оператора, сидящего в люльке, строго по уровню с героем. Бедные помощники тогда сильно намучились – помимо предельной точности оператор требовал от них еще и физическую силу. К примеру, когда снимали поход разведчиков, помощники много часов по грязи таскали на железном листе лежащего оператора.

Кадр из фильма "Летят журавли"
Кадр из фильма "Летят журавли"

Не щадили себя и актеры

В тот год Самойловой поставили диагноз – туберкулез. Но она работала, а в перерыв бегала на мед-процедуры. Баталов получил серьезную травму во время съемок. В сцене, когда герой дрался с парнем, который задел честь его девушки, Баталов должен был четко с одного удара сбить задирщика с ног.

Дублей было несколько, во время последнего актер, когда падал, случайно задел Баталова и тот упал прямо лицом на свежесрубленный куст. Алексей боялся, что потом не сможет сниматься в кино из-за шрамов – но врач так хорошо провел операцию, что следов совершенно не осталось.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Героиня, потерявшая моральный облик

Драматический фильм появился в прокате в 1957-м. Реакция была неоднозначной. Конечно, создатели готовились к тому, что Веронику многие зрители будут осуждать. Они не стали удивляться упрекам, что это попытка оправдать предательство девушки, что сюжет слишком мелочный, а Хрущев вообще сказал, что героиня – девушка легкого поведения.

В то же время все критики неустанно расхваливали тонкую, буквально ювелирную работу оператора, утверждали, что в советском кинематографе такого еще не бывало. Разумеется, зрители интересовались, шли. Но в тот год это фильм занял в прокате всего 10-е место.

Кадр из фильма: Баталов и Самойлова
Кадр из фильма: Баталов и Самойлова

Успех в Европе

Во время съемок драмы на них как-то попал француз Клод Лелуш. Молодой режиссер был в Москве, работал над документальным фильмом о Советском Союзе и пошел на «Мосфильм» по делам свои. В тот день как раз снимали момент бега Баталова по лестничным пролетам. Лелуш остался в таком впечатлении от увиденного, что как только приехал во Францию, то рассказал директору Каннского кинофестиваля о том, что в Союзе сей момент делают грандиозное кино.

Когда состоялась премьера, Лелуш и директор оба посмотрели фильм и единогласно решили его включить в основной конкурс фестиваля. Но название дали немного иное: «Когда прилетают аисты». И наш, советский, фильм тогда получил главный приз в Каннах, оставив далеко позади все европейские работы. Правда, «Летят журавли» так и остался единственной отечественной картиной, завоевавшей Золотую пальмовую ветвь. Ну и ладно.

Клод Лелуш в молодости
Клод Лелуш в молодости

Триумф освещался небольшой заметкой

Был успех. Но тогда в советской прессе его ка-то и не заметили. Написали просто небольшую статью, даже без фотографии. Тогда в Каннах фильм представляли Сергей Урусевский и Татьяна Самойлова – у режиссера случился инфаркт, он был в больнице, а Баталову не дали разрешение на выезд из-за неблагонадежности семьи.

Татьяну собирали всем «Мосфильмом»: туфли одолжила Зинаида Кириенко, прекрасное шифоновое платье – Галина Волчек, а шуба и колье с бриллиантами под расписку были выданы Домом моделей. Конечно, по тем меркам актриса была весьма скромно одетой, однако произвела фурор в Каннах!

Татьяна Самойлова (в середине) на фестивале в Каннах
Татьяна Самойлова (в середине) на фестивале в Каннах

Сам Пабло Пикассо, знаменитый художник, остался в восхищении перед красотой русской девушки. Западные студии не раз присылали приглашения в «Мосфильм» для актрисы Самойловой – но всегда ответ был один – отказ.