С 1 по 12 мая 2022 года Музей техники Вадима Задорожного устроил на столичной Пушкинской набережной – практически напротив здания Министерства обороны России – шикарную выставку советских образцов вооружения времен Великой Отечественной. Интересных экспонатов оказалось так много, что репортаж пришлось разбить на три части.
В первом обзоре я рассказал о танках, самоходных установках и гусеничных тягачах. Во втором материале – об автомобилях и мотоцикле (М-72 с коляской оказался единственным армейским байком в выездной коллекции).
А теперь поговорим об артиллерии из парка Горького. Как и в случае с колесными машинами, орудия «бога войны» музейщики подобрали очень грамотно, фактически показав основные ствольные системы Красной армии той поры.
Взять, к примеру, 152-мм пушку-гаубицу МЛ-20 – крайне удачный образец корпусной артиллерии, с успехом применявшийся всю войну для самых разных задач: от контрбатарейной стрельбы и разрушения укреплений до борьбы с танками в самоходных установках СУ-152 и ИСУ-152. На выставке орудие показано в походном положении, что тоже любопытно – не каждый день увидишь, как перевозили могучую технику.
На фоне громадины МЛ-20 легендарная 45-мм противотанковая пушка 53-К с полуавтоматическим затвором кажется малюткой. И в том было весомое преимущество модели образца 1937 года, ведущей родословную от лицензионной немецкой разработки фирмы «Рейнметалл»: легко замаскировать, относительно просто транспортировать. Скорострельная «Сорокапятка» стала одним из самых массовых орудий РККА, которое применяли не только для борьбы с бронетехникой противника, но и для решения широкого круга задач поддержки пехоты.
Не уступает в популярности 45-мм пушке ПМ-38 – полковой 120-мм миномет образца 1938 года (изготовлено порядка 50 тысяч единиц). Конструкция оказалась настолько удачной, что до сих встречается в «горячих» точках карты мира.
Зенитную артиллерию представляют два образца. Первый – автоматическая 37-мм пушка АЗП-39 (она же 61-К). Советские заводы выпускали модель с 1939 года и на протяжении всей войны. А с вооружения нашей армии систему сняли лишь в начале 1980-х.
Следующий экспонат калибром покрупнее. 85-мм зенитной пушке 52-К образца 1939 года нередко приходилось работать не только по самолетам, но и по бронетехнике противника. Причем результативность огня по наземным целям оказалась столь высокой, что именно это орудие взяли за основу при проектировании танковых и самоходных модификаций для оснащения Т-34-85, СУ-85, КВ-85 и ИС-1. Сегодня 52-К используют в горной местности для обстрела лавиноопасных склонов.
152-мм гаубица Д-1 поступила в производство под занавес 1943 года и вскоре полюбилась артиллеристам за надежность, точность и мощность. Пик выпуска орудия пришелся на 1946-й, сборка продолжалась до 1949-го – изделие активно поставляли на экспорт, и до сих пор Д-1 стоит на вооружении в некоторых странах.
Удачным колесным лафетом с Д-1 поделилась 122-мм гаубица М-30 образца 1938 года. И судьба у них похожа – орудие сделало продолжительную карьеру, разошлось по миру (тираж составил без малого 20 тысяч единиц) и участвовало едва ли не во всех военных конфликтах второй половины 20 века. В модифицированном виде М-30 прописалась в рубке самоходки СУ-122.
Длиннющий ствол 100-мм орудия БС-3 едва поместился в кадр. Формально пушка образца 1944 года называется полевой, но на самом деле проектировали ее как противотанковую – для борьбы сперва с тяжелыми «Тиграми», а затем средними «Пантерами» и прочими новыми представителями «зверинца» вермахта. Конструкция оказалась противоречивой, однако это не помешало БС-3 продержаться в производстве до 1951-го и долго оставаться на вооружении. В некоторых странах модель актуальна и по сей день.
А вот эти образцы логично рассматривать совместно. Ведь 76,2-мм дивизионную пушку ЗИС-3 в 1941 году построили на лафете 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. Общий тираж унифицированного семейства превысил 60 тысяч экземпляров – колоссальная цифра.
Оба орудия стали самыми узнаваемыми символами ствольной артиллерии РККА периода Великой Отечественной войны. Модели часто встречаются в музеях, на памятниках, а ЗИС-3 до сих пор используют в салютационной стрельбе – в том числе на День Победы.