Когда Варвара умирала после тяжелой и долгой болезни, позвала к себе Полину и сказала: «Пока замуж сестер не отдашь, сама не выходи. За ними пригляд нужен, а ты успеешь, все у тебя хорошо будет, красивая ты у нас». Горе тогда было такое, что пообещала старшая дочь наказ выполнить. Думала, успеет еще. Да и сестренке младшей уже 15 было, недолго ждать.
Три сестры быстро замуж вышли. А вот младшая все тянула. Нелюдимая она была.
В деревню тогда семья приехала. Не знал никто, откуда они. Да тогда, перед войной и не спрашивали. Мало ли куда жизнь забросит от пожаров, наводнений или людей лихих. Были у пожилой пары два сына, с лица одинаковые, а характером совсем другие. Петр первым заприметил младшую сестру Полины, Юлию. Долго думать не стал, прислал сватов. А второй брат Полю посватал. Свадьбу вместе играли.
Не успели еще счастьем семейным насладиться, как война началась. Иван и Петр на фронт ушли, а потом Полина узнала, что беременна. Сынишка родился здоровенький, крупный. Полина шофером в колхозе работала, так что сразу после рождения малыша на соседских бабушек-монашек оставила. Те в колхозе работать уже не могли, а вот с Николенькой с удовольствием нянчились. Нажуют ему хлеба черного своими беззубыми ртами, в тряпочку завернут, он и посасывает. Щекастенький малыш был и красивый.
В 42ом пришло извещение Полине, что муж её, Ваня, без вести пропал. Сколько она тогда проплакала, да только верить в то, что жив он не перестала. Ждала всю войну, когда мужики с войны возвращались, ждала после войны.
Петр вернулся целым, даже не раненным. Забрал жену и уехал Москву восстанавливать. Видно тянуло его куда-то, к деревенской жизни не привык. В Москве двоих детей родили мальчика Ваню и дочь Вареньку (как маму их звали). В 50-х годах квартиру получили отдельную. Но только жизнь долго счастью радоваться не дала. Заболела Юля и умерла.
Ване всего 10 лет было, а Вареньке 6. Подумал Петр тогда, что лучше Поли матери им не найти. Все же тетка родная не обидит. Приехал в деревню за ней. А она ни в какую. «Ивана ждать буду». Долго уговаривал он и соседи, и даже председатель приходил. Решили, что замуж выходить за не будет, а ради Николеньки и племянников поедет. Тем более, что сынок её один из немногих школу на одни пятерки окончил, надо было из деревни уезжать, чтобы дальше учиться.
В купе познакомились с мужчиной средних лет, фронтовиком. Было о чем поговорить. Всю ночь не спали, истории свои рассказывали. Уже утром, когда рассказала Полина свою историю он и говорит:
- А я вашего мужа знаю. Он работает на заводе в Томске.
- Да как же Вы знаете, что это Иван мой? Он ведь еще в сорок втором пропал.
- Да как же не узнать-то? У него же с Петром одно лицо, - засмеялся новый знакомец. – Листок и карандаш у Вас есть? Я адрес напишу.
Только успели Полина и Николенька в квартиру войти, а Петр уже к брату засобирался. Правду узнать хотел.
Назад вернулся задумчивый. Не мог понять, как брат его мог так с женой и сыном своим поступить?
В 42 Ивана ранило, а в госпиталь он попал без документов. Тогда извещение Полине и пришло. Влюбился он в Елену врача, которая его выходила, от смерти спасла. И уж менять ничего не стал. Пусть семья думает, что нет его больше. А сам к врачихе своей после войны поехал. О семье Ивана Лена только от Петра узнала.
*******
Женщина, которая мне историю эту рассказала, племянницей им приходится. Она гостила у Полины в то время, когда Иван с семьей к ним в гости приезжал. «Я, - говорит, - на стол им собрала, а обедать вместе не могла. Трудно представить большего предательства».
Полина все-таки вышла замуж за Петра. Николенька где-то в самолетостроении до самой пенсии работал. Большим человеком стал. Ваня военный, а Варенька учитель. Достойных детей воспитали.