Отмечаем 18 мая Международный день музеев с шедеврами из великих музеев мира.
ВИТТОРЕ КАРПАЧЧО, Охота в лагуне (лицевая сторона); Письма на полке (оборот). Около 1490–1495. Музей Гетти
Витторе Карпаччо — один из самых своеобразных и самых консервативных венецианских художников. Ученик Джентиле Беллини, он всю жизнь создавал огромные циклы крупноформатных картин для венецианских скуол, на которых и античный Рим, и далекая Британия всегда обладали отчетливым сходством с его родным городом — Венецией. Эта двусторонняя композиция — не исключение.
На лицевой стороне изображена сцена охоты на птиц в Венецианской лагуне, а оборот представляет собой натюрморт-обманку с изображением писем, приколотых к стене. Лучники и гребцы, стоя в лодках, охотятся на крупных черных бакланов. Чтобы не испортить оперения птиц, они стреляют по ним не стрелами, а маленькими глиняными шариками — такой шарик можно видеть в воздухе в левой нижней части картины, он вот-вот попадет в птицу на переднем плане. Крупный цветок лилии выполнен в ином масштабе по сравнению с другими элементами композиции.
Не так давно выяснилось, что сцена охоты — лишь задний план вдвое большего изображения. В Музее Коррер в Венеции хранится работа Карпаччо с двумя женщинами на балконе, смотрящими в сторону лагуны, перед ними в вазе — стебелек отрезанного цветка. Одинаковый спил дерева показывает, что доска, разделенная на две части не позднее XIX столетия, некогда была единым целым и использовалась, вероятно, в качестве оконного ставня или дверцы шкафа.
Джон Сингер Сарджент, Репетиция оркестра Жюля Этьенна Падлу, 1880. Бостонский музей изящных искусств
Эта картина стала, пожалуй, самым смелым импрессионистским экспериментом Сарджента. Энергичные мазки, отсутствие детализации и мастерское комбинирование оттенков создают ощущение вихря энергии, движения, ритма. При взгляде на напряженные спины и пальцы музыкантов и едва намеченные белым духовые инструменты, можно почти что услышать музыку, которая так вдохновила Сарджента.
Это знаковое произведение коллекции, ее символ. Пластично изображенные герои картины естественно и свободно двигаются в пространстве, их жесты и позы без всякой тяжести и надуманности вписаны в закрытую пирамидальную композицию. Рафаэль внес в нее асимметрию, он чуть приподнял младенца Иисуса. Мария нежно поддерживает свое Дитя, а Иисус показывает ей свиток в руках маленького Иоанна Крестителя.
Хотя надпись на свитке отсутствует, это может быть только одна-единственная цитата из Евангелия от Иоанна: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира». Картина не закончена, в изображении детских фигур и лица Мадонны автор дошел только до наброска. Здания на втором плане — римские Форум Нервы и колокольня церкви Сан Базилио — наводят на мысль, что художник продолжал работу над полотном и в Риме.
Парадные портреты кисти Бронзино герцог Козимо I Медичи использовал в качестве инструмента пропаганды. У этого художника, как, например, на Портрете Элеоноры Толедской с сыном Джованни, человеческие качества персонажей остаются невыявленными; портретируемые пребывают как бы вне времени, в некоем совершенно абстрактном, идеальном измерении, постигаемом умом и являющемся своего рода отражением неоплатонических идей.
Джордж Стаббс, Фаэтон принца Уэльского, 1793. Королевская коллекция. Великобритания
Британские живописцы известны своей любовью к изображению животных, но именно Джордж Стаббс считается родоначальником анималистического жанра в британской живописи. Работая в широком диапазоне, от «портретных» изображений отдельных животных до сцен соревнований и охоты, Стаббс сумел зафиксировать специфические черты британской жизни второй половины XVIII века. Помимо этого, он с малых лет изучал анатомию, в том числе анатомию животных, и был автором ряда научных статей: например, опубликовал в 1766 году труд Анатомия лошадей. Характерной чертой полотен Стаббса было безупречное с научной точки зрения изображение животных.
#художественный музей #искусство