Найти тему

Карпаччо и другие музейные чудеса

Отмечаем 18 мая Международный день музеев с шедеврами из великих музеев мира.

ВИТТОРЕ КАРПАЧЧО, Охота в лагуне (лицевая сторона); Письма на полке (оборот). Около 1490–1495. Музей Гетти

Витторе Карпаччо — один из самых своеобразных и самых консервативных венецианских художников. Ученик Джентиле Беллини, он всю жизнь создавал огромные циклы крупноформатных картин для венецианских скуол, на которых и античный Рим, и далекая Британия всегда обладали отчетливым сходством с его родным городом — Венецией. Эта двусторонняя композиция — не исключение.

На лицевой стороне изображена сцена охоты на птиц в Венецианской лагуне, а оборот представляет собой натюрморт-обманку с изображением писем, приколотых к стене. Лучники и гребцы, стоя в лодках, охотятся на крупных черных бакланов. Чтобы не испортить оперения птиц, они стреляют по ним не стрелами, а маленькими глиняными шариками — такой шарик можно видеть в воздухе в левой нижней части картины, он вот-вот попадет в птицу на переднем плане. Крупный цветок лилии выполнен в ином масштабе по сравнению с другими элементами композиции.

Не так давно выяснилось, что сцена охоты — лишь задний план вдвое большего изображения. В Музее Коррер в Венеции хранится работа Карпаччо с двумя женщинами на балконе, смотрящими в сторону лагуны, перед ними в вазе — стебелек отрезанного цветка. Одинаковый спил дерева показывает, что доска, разделенная на две части не позднее XIX столетия, некогда была единым целым и использовалась, вероятно, в качестве оконного ставня или дверцы шкафа.

-2

Джон Сингер Сарджент, Репетиция оркестра Жюля Этьенна Падлу, 1880. Бостонский музей изящных искусств

Эта картина стала, пожалуй, самым смелым импрессионистским экспериментом Сарджента. Энергичные мазки, отсутствие детализации и мастерское комбинирование оттенков создают ощущение вихря энергии, движения, ритма. При взгляде на напряженные спины и пальцы музыкантов и едва намеченные белым духовые инструменты, можно почти что услышать музыку, которая так вдохновила Сарджента.

-3

Рафаэль, Мадонна с младенцем Иисусом и маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Эстерхази), 1508. Будапешт. Национальные художественные музеи

Это знаковое произведение коллекции, ее символ. Пластично изображенные герои картины естественно и свободно двигаются в пространстве, их жесты и позы без всякой тяжести и надуманности вписаны в закрытую пирамидальную композицию. Рафаэль внес в нее асимметрию, он чуть приподнял младенца Иисуса. Мария нежно поддерживает свое Дитя, а Иисус показывает ей свиток в руках маленького Иоанна Крестителя.

Хотя надпись на свитке отсутствует, это может быть только одна-единственная цитата из Евангелия от Иоанна: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира». Картина не закончена, в изображении детских фигур и лица Мадонны автор дошел только до наброска. Здания на втором плане — римские Форум Нервы и колокольня церкви Сан Базилио — наводят на мысль, что художник продолжал работу над полотном и в Риме.

-4

Бронзино, Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни, 1545, Флоренция, Галереи Уффици. Шедевры маньеризма. Музеи Италии

Парадные портреты кисти Бронзино герцог Козимо I Медичи использовал в качестве инструмента пропаганды. У этого художника, как, например, на Портрете Элеоноры Толедской с сыном Джованни, человеческие качества персонажей остаются невыявленными; портретируемые пребывают как бы вне времени, в некоем совершенно абстрактном, идеальном измерении, постигаемом умом и являющемся своего рода отражением неоплатонических идей.

-5

Джордж Стаббс, Фаэтон принца Уэльского, 1793. Королевская коллекция. Великобритания

Британские живописцы известны своей любовью к изображению животных, но именно Джордж Стаббс считается родоначальником анималистического жанра в британской живописи. Работая в широком диапазоне, от «портретных» изображений отдельных животных до сцен соревнований и охоты, Стаббс сумел зафиксировать специфические черты британской жизни второй половины XVIII века. Помимо этого, он с малых лет изучал анатомию, в том числе анатомию животных, и был автором ряда научных статей: например, опубликовал в 1766 году труд Анатомия лошадей. Характерной чертой полотен Стаббса было безупречное с научной точки зрения изображение животных.

#художественный музей #искусство