Найти в Дзене
ПОД СТУК

«И рвутся поездааа..» Могут ли вагоны расцепится прямо на скорости, почему это происходит и чем грозит?

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! На железной дороге случается всякое, в том числе, как пелось в песне знаменитой группы «Би-2» - «Полковнику никто не пишет» (которая играла в не менее знаменитом фильме «Брат 2»), поезд может действительно «порваться», а если говорить по-научному, то может произойти саморасцеп, причём прямо на скорости.

Автосцепка СА-3

Советская Автосцепка 3-его типа, предназначенная для сцепления между собой единиц подвижного состава с минимальным участием сцепщика, представляет собой достаточно сложное устройство. Я приложу снизу пару картинок, чтобы вы могли оценить масштаб.

Это устройство автосцепки, так скажем, в общем виде
Это устройство автосцепки, так скажем, в общем виде
А вот уже частности. Изображение взято на сайте «Вагонник.рф»
А вот уже частности. Изображение взято на сайте «Вагонник.рф»

Как вы можете видеть, автосцепка состоит из нескольких составных частей (непосредственно корпус, а также замок, валик, подъёмник, замкодержатель и предохранитель). И абсолютно все эти части подвержены трению и, как следствие, очень даже сильному износу, достаточно лишь вспомнить об их предназначении.

Ведь все эти части находятся между двумя многотонными вагонами, которые, так сказать, имеют динамику - то есть двигаются «взад-вперед», а точнее набегают и растягиваются, так помимо этого ещё и, так или иначе, раскачиваются друг относительно друга.

Поэтому детали автосцепки, во-первых, имеют свойство стираться (в следствие чего детали как бы выскакивают из контура зацепления, особенно это касается корпуса), а также, в суровых условиях эксплуатации, может произойти их излом (как например излом верхнего плеча предохранителя) или изгиб (как пример, всё то же плечо предохранителя, причём как верхнее, как и нижнее).

Видов всяческих изломов или изгибов, которые приводят к саморасцепу, на самом деле, гораздо больше, но на их перечисление ушло бы несколько статей. Так что, лишь добавлю, что может быть и такая ситуация, что сцепка может иметь неполное сцепление, со всеми вытекающими последствиями.

-3

Что произойдёт с поездом при саморасцепе?

Произойдёт экстренное торможение. Дело в том, что помимо механического соединения вагонов (как раз с помощью автосцепки), вагоны поезда также соединены и пневматически, то есть соединены их тормозные магистрали. Магистрали соединяются с помощью соединительных рукавов, которые располагаются под автосцепкой и их прекрасно видно - для «непосвященных» это «шланг».

-4

Так вот, при саморасцепе они рвутся. Причём даже не рвутся, а вполне себе штатно расцепляются, создается значительная утечка воздуха из тормозной магистрали в атмосферу. На это «реагируют» воздухораспределители всех вагонов, открывая воздуху из запасного резервуара путь в тормозные цилиндры. Усилие на штоке цилиндра, через тормозную рычажную передачу, передается на тормозные колодки - поезд тормозит.

-5

Однако, к сожалению, далеко не всегда всё заканчивается хорошо. Саморасцеп иногда приводит к набеганию отцепившейся части состава, что, в свою очередь, может привести к сходу.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
-6