В советском кино иногда получалось так: рисует режиссер какой-то положительный женский образ, противопоставляя его другим, отрицательным, а зрителя что-то раздражает. Расскажу о своем восприятии некоторых положительных героинь советских фильмов.
Настенька из «Морозко»
Раздражает не только меня. Да, она очень красивая. Слишком уж она милая, слишком уж тихая, слишком терпеливая. Все со словом «слишком». Поэтому этот положительный образ получился очень приторным.
Елена Сергеевна из «Дорогая Елена Сергеевна»
Казалось бы, она такая вся положительная, романтичная, воплотившая в себе идеалы поколения шестидесятников. Правильная и очень принципиальная. Но вот чем-то напрягает. Да, ее ученики ведут себя не лучшим образом, но... они не собираются в технические ВУЗы, и вопрос поэтому не такой же острый. Сама помню, как в моем гуманитарном лицее на выпускном экзамене по математике мы, гуманитарии, вышли на перерыв, и удачно списали все у тех, кто был посильнее. А тут ученикам грозят двойки, а она бодро говорит: Ну не в этом, так в следующем году. Главное — остаться прекрасными людьми» (цитирую примерно). Кстати, пьеса Людмилы Разумовской, по которой снят фильм, написана в 1980, в самый расцвет Афганистана.
Тося из «Девчат»
Знаю, опять же, что она раздражает не только меня. По очевидной задумке режиссера, Тося такая чистая, милая, наивная, романтичная девочка. Но ее милая непосредственность выливается порой в «Это все колхозное, это все мое». Она бесцеремонно шарит по чужим вещам, душится чужими духами, ест чужую еду. Ее возмущают «единоличники», впрочем, это еще и наследие детдомовского детства. Она легко нарушает чужое пространство, подслушивает, вынюхивает. Она отпускает бестактные реплики. Милая наивность граничит с некоторой невоспитанностью. Почему-то Анфиса, которую режиссер сделал главной отрицательной героиней, с ее внешне циничным подходом, выглядит порой более приятно.
Катя из «Афони»
Тоже милая девушка. Ее любят, ценят в коллективе. Правда, слишком навязчивая. Причем выбрала себе антигероя. Некоторой кульминацией становится ее речь в кровати, про какую-то коллегу, которая «совсем не занималась общественной работой, и даже белую шапочку не носила»
Ольга Петровна из «Служебного романа»
Тоже пример излишне навязчивой героини. Романтичной и страдающей. Она видит, что Юра, с которым у них когда-то был студенческий роман, стал «крутым». Он работал за границей, у него крутая машина. И это еще больше повышает его ореол в глазах Ольги Петровны. Попав к нему в дом, она критикует салат его жены, и с надеждой спрашивает, не заревнует ли та. И, конечно, поступок Юры с письмами неприятен, но... Юра на хорошей должности, Юре не нужны проблемы с карьерой. А в то время личная жизнь быстро становилась общественной, и вполне можно было получить неприятности по партийной линии. А тут и письма, и ожидание в укромных местах.
Алла Сергеевна из «Интердевочки»
То есть мать главной героини Тани Зайцевой. Она очень добрая, интеллигентная, и по-своему наивная женщина. Она воспитывала дочь в идеалах, привила ей любовь к стихам, обучила играть на пианино. Но...она действительно не знала... или все-таки не хотела знать об основном роде занятий своей дочери? Когда дочь врала ей, что имеет крутые шмотки от друга-капитана дальнего плавания? И даже когда дочь в прощальный вечер, перед отъездом в Швецию к новому мужу, прямым текстом говорит матери, что они обманывают друг друга?
Лида из «Не могу сказать прощай»
Конечно, осуждать надо прежде всего роковую блондинку Марту, которую волнуют только деньги, которая отправляет мужа на работу в лес в неблагоприятные погодные условия, а после того, как в итоге он получает инвалидность, покидает его. Почему же меня напрягает Лида? А вот каким-то задором излишним. Манерностью «у нас же в доме есть мужчины», всем этим приукрашенным восторгом, что ли...
А какие киногероини из советских фильмов раздражают вас?