Найти тему

Алагирское ущелье в Северной Осетии | Ворота в Закавказье, Гнездо оборотней в погонах, Огромный памятник Уастырджи

Оглавление

Алагирское ущелье – одно из главных ущелий не только Осетии, но и всего Северного Кавказа, так как ущелье считается воротами в Закавказье и здесь исторически проходил торговый путь.

Дорога по ущелью ранее называлась Военно-Осетинской дорогой, а сегодня это Транскавказская автомагистраль с отличным дорожным покрытием, которая проходит по одному из самых длинных туннелей России выводит в частично признанную страну – Южную Осетию.

Что интересного нам удалось увидеть в Алагирском ущелье – подробно в сегодняшней статье.

Маршрут на карте

Для вашего удобства все #достопримечательности из статьи добавил на карту. Хочу отметить, что описание всех мест сделано по маршруту прогулки. Поэтому эту статью можно брать в путешествие, как полноценный #путеводитель

Дорога к ущелью

Выезжаем рано утром из Владикавказа и по отличной дороге добираемся до Алагирского ущелья. На подъезде к ущелью появляется запах сероводорода. Это все из-за источников в Алагире. При желании даже можно переночевать в санатории, где есть целый бассейн, набранный из источников.

-2

Памятник Уастырджи

В теснине ущелья из одной из скал как-будто вырывается огромный воин на коне – это памятник #Уастырджи . Это самый почитаемый святой в Осетии.

Согласно легендам об Уастырджи, старец является покровителем путников, воинов, мужчин и врагом воров, мошенников, и убийц. Он спускался с небес и оказывал покровительство добродетельным горцам, привлекал удачу, вознаграждал за добрые дела, и узнавал, помогают ли люди друг другу в беде, и нужде.

-3

Монумент был возведен в 1995 году. И для его установки потребовалось привлекать вертолет.

Из-за огромных размеров и веса в 28 тонн со временем памятник начал крениться, поэтому недавно была проведена реставрация с привлечением альпинистов по укреплению этого монумента.

-4

Рядом есть еще один монумент горной птице сокол, однако из-за величия Уастырджи никто на сокола не обращает внимания.

А в Пятигорске выстраиваются очереди, чтобы сфотографироваться с такой же птицей.

-5

Вот собственно образ Уастырджи на куске скалы. Огромная чаша скорее всего служит для сбора пожертвований.

Здесь же можно перекусить, но только мужчинам. Женщинам к святилищу подходить по осетинским правилам запрещено.

-6

Отправляемся по ущелью дальше. Вдали виднеются заснеженные горы, а дорога тянется через множество туннелей, что ранее для кавказских дорог было большой редкостью.

-7
-8

Посмотрите как города ограждают от дороги специальными щитами. Такого я ранее в кавказских ущельях не видел. Сказывается статус дороги, соединяющей Северный с Южным Кавказом.

-9

Подвесной мост

#Алагирское ущелье образовалось с помощью мощного прорыва реки Ардон. Собственно из-за этого альтернативное название ущелья – Ардонское, что в переводе с осетинского означает "бешеная река".

Лучший способ полюбоваться на речку – это пройтись по подвесному деревянному мосту. Адреналин обеспечен, так как конструкция моста не вызывает доверия. Хотя мы не рискнули прогуляться, но мост смотрится очень живописно на фоне скалистых гор и речки.

-10
-11

Цейское ущелье

От Алагирского ущелья отходит небольшое 25-километровое высокогорное Цейское ущелье

Цейское ущелье – одно из самых красивых горных мест Северной Осетии. Секрет красоты в том, что ущелье высокогорное и насчитывает порядком 15 вершин высотой более 4000 метров, а также 29 ледников.

Хорошая асфальтированная дорога длиной 25 км как бы огибает подковой самые красивые места ущелья и заканчивается одним из старейших в Осетии горнолыжных курортов. Подробно об этом ответвлении рассказал в статье ниже:

-12
Добавьте описание
Добавьте описание
-14

Оборотни в погонах

Алагирское ущелье привлекает не только туристов, но и оборотней в погонах в лице инспекторов ГИБДД. Они устраивают засады и пытаются развести людей на деньги. Поэтому рекомендую обзавестись видеорегистратором и соблюдать ПДД.

Как попытались развести меня на деньги рассказал подробно в отдельной статье ниже:

-15

Зарамагское водохранилище

Дальше отправляемся к Зарамагскому водохранилищу. Оно было образовано после запуска Зарамагской ГЭС впадением нескольких горных рек.

ГЭС начали строить в 1976 году, но из-за сложности работ и проблем с финансированием полностью все запустить удалось только в 2019 году. Многие специалисты критикуют этот проект, так как любой сход ледника или крупного оползня может спровоцировать разрушение дамбы с дальнейшим разрушением Транскавказской автомагистрали. Это приведет к изоляции Южной Осетии.

Туристы приезжают сюда за красивым отражением гор в бирюзовой воде, но нам не повезло, так как вначале апреля вода еще была во льду...

-16

Все равно мы получили эстетическое удовольствие от красоты вокруг. Например, в этом месте горная река Нардон впадает в водохранилище.

-17

Даже немного просматривается бирюзовая вода. Конечно, летом вид был бы круче

-18

Нам здесь так понравилось, что мы решили устроить пикник

-19

На территории водохранилища есть необычное строение для жителя Поволжья – понтонный мост. Я на него въехать не рискнул, но на моих глазах по нему проехал Камаз, поэтому мост, наверное, крепкий.

-20

Понтонный мост – это самый короткий способ попасть отсюда в Мамисонское ущелье. Это самое труднодоступное и удаленное ущелье Северной Осетии, зато в нем хорошо сохранились боевые, жилые башни и средневековые аулы.

Это все мы планируем посмотреть в более доступной Ингушетии. А сейчас возвращаемся на Транскавказскую автомагистраль, чтобы проехать по тем самым воротам в Закавказье.

-21

Граница с Южной Осетией

Дорога из Северного в Южный Кавказ лежит через границу России и Южной Осетии. Гражданам России для пересечении границы не нужна какая-либо виза, однако нужно помнить, что Южная Осетия это частично признанное государство и штампы в загранпаспорте закроют въезд во многие страны. Решение этой проблемы есть – нужно просто использовать для перехода границы обычный российский паспорт.

Подробный рассказ о том как мы проходили границу – подробно в отдельной статье по ссылке ниже:

-22
-23

Рокский тоннель

Раньше, чтобы попасть в Южную Осетию нужно было тратить много часов на горный перевал. При этом по перевалу можно было проехать только летом, так как зимой он по погодным условиям закрывался.

Со строительством Рокского тоннеля в 1984 году значительно сократился путь до Южной Осетии. Тоннель формально стал считаться теми самыми воротами в Закавказье.

Однако из-за военного конфликта между Южной Осетией и Грузией в 1991 году обслуживание туннеля, как и активное использование прекратилось. Инфраструктура была разграблена и туннель стал бесхозным.

Лишь в 2010 году началась масштабная реконструкция на российские средства. Легендарный #рокский туннель удалось спасти и запустить после реконструкции в 2014 году.

-24
-25

На выезде из тоннеля нас ждала вот такая снежная красота. На Южной стороне Кавказа даже климат другой более влажный. Отсюда до Тбилиси всего 150 км.

-26

Южная Осетия

Однако по политическим причинам первая же страна (Южная Осетия) на нашем пути в Закавказье сразу стала тупиком. Границы между Южной Осетией и Грузией наглухо закрыты с 2008 года.

Туристы могут покататься по ущельям Южной Осетии или погулять по столице Цхинвалу. Мы решили этим же днем вернуться обратно в Северную Осетию, поэтому успели посмотреть только Цхинвал.

Подробный маршрут нашей прогулки в отдельной статье по ссылке ниже:

-27
-28
-29

Подписывайтесь на канал и хештег #manikol.путешествия чтобы не пропустить новые статьи об интересных местах нашей необъятной страны

Еще статьи от автора: