Найти тему
ПоУшиВКино

Scenes from a Marriage: "Карта мира” супружеской жизни

В прошлом году я посмотрела мини-сериал от HBO “Сцены из супружеской жизни” ✨ (Scenes of A Marriage), в котором пара вступает в сложный период своих отношений и разбирается, возможно ли в нём сохранить себя прежних и что делать друг с другом.

В этом сериале сконцентрированы чувства – отдельно каждого из супругов, их отношение друг к другу (от раздражения до страсти) – а ещё продуманы важные детали, их быт и внешний вид. В сети есть разбор гардероба Миры и Джонатана, что отдельно интересно с точки зрения изучения их характеров. А в этом материале показан взгляд на историю через дом, в котором жили главные герои. Ведь если обратить внимание, то в последнем эпизоде они возвращаются в дом – это важный третий элемент истории, и о нём стоит поговорить отдельно. Авторы хотели, чтобы интерьер был фотогеничный, чтобы планы всегда получались разные. В итоге получилось замечательное сотрудничество между режиссёром, дизайнером и оператором.

Телеканал HBO поговорил с режиссёром мини-сериала “Сцены из супружеской жизни” Хагаем Леви (Hagai Levi) и художником-постановщиком шоу Кевином Томпсоном (Kevin Thompson) о проблемах и намерениях, связанных с созданием пространства, которое развивалось с каждой новой сценой и служило основной декорацией для истории.

HBO: Я очень рад говорить о таком персонаже в телесериале как “дом”. Когда вы впервые начали думать об этой адаптации, что было важно для вас обоих в сеттинге? Что вы искали в доме?

Кевин Томпсон: Я получил от Хагая в самом начале пожелания относительно отображения социально-экономического класса семьи. Мы хотели, чтобы интерьер дома намекал на профессию живущих в нём, но не был бы слишком богатый, чтобы главные герои были понятны зрителю. Мы также не хотели, чтобы это выглядело слишком провинциально, потому что хотели откинуть стереотипы. Итак, мы отправились на поиски локаций и наткнулись на ту, которая показалась нам подходящей.

Это было в районе, который, казалось, мог бы находиться прямо на окраине такого города, как Бостон (мы снимали его в Маунт-Верноне, штат Нью-Йорк, примерно в получасе езды к северу от Нью-Йорка). А затем мы взяли этот дом и стиль этого дома в качестве отправной точки для проектирования интерьера.

Хагай Леви: У меня с самого начала была идея, что мы не будем “прыгать” из комнаты в комнату или с места на место, а будем перемещаться с места на место так, чтобы создать ощущение реального времени. В результате и получены длинные планы, сделанные с помощью steadicam, которые дают ощущение присутствия и то, что зритель часть происходящего.

Конечно, это создало много проблем для Кевина, но я думаю, что они того стоили.

HBO: Как вы и сказали, большинство эпизодов разворачивается в реальном времени, но само действие в сериале имеет продолжительность в пять лет. Как меняется дом по ходу сериала и как эти изменения используются для повествования?

Кевин Томпсон: Мы хотели отобразить внутренним дизайном дома пять разных периодов чувств. Первым периодом было создание дома, в деталях которого было достаточно характера, чтобы создать ощущение семьи, дома. У него был определённый уровень вкуса, но одновременно это был дом, в котором есть ребёнок. Это была просто тонкая грань, которую мы вроде как соблюдали для первого акта. Но мы хотели, чтобы детали помогли определить, что это был хороший дом, в котором жила счастливая семья и у которого была своя история.

А затем постепенно, по мере того, как отношения развиваются и претерпевают изменения, дом должен был отражать многие из этих изменений. Таким образом, каждый эпизод был почти как отдельный период времени, и дом медленно менялся и развивался в соответствии с тем, что происходило в определённой сцене. В конечном счёте, в последней главе, после того, как семья съехала, они всё же возвращаются на выходные, арендовав дом на Airbnb. Дом уже потерял большую часть души, которая там была ранее. Некоторые детали убраны, стены открыты, пространство лишено былой индивидуальности.

Причём в предыдущих сценах сериала зритель отмечал, что, когда Джонатан и дочь остались в доме без Миры, спальня находилась в беспорядке, её использовали как складское помещение, в то время как Джонатан и его дочь переехали на первый этаж. Итак, дом претерпевает физические изменения, а затем – косметические. Моё мнение о внутреннем наполнении пространства заключалось в том, что оно должно информировать зрителя о случившемся между главными героями, не слишком заботясь о дизайне.

Хагай Леви: Это была большая производственная задача. Это заставило нас снимать в хронологическом порядке, потому что мы не могли вернуться в определённое место. И Кевину иногда приходилось сдавать дом на ночь, верно?

Кевин Томпсон: Иногда. Но мы разделили дом – второй этаж был на одной съёмочной площадке, а чердак – на другой. Так, мы могли работать над одной частью, пока группа снимала наверху, например. Всё получилось действительно очень хорошо.

HBO: Вы рассказали о финале, как дом пережил человеческую трансформацию на себе, но персонажи чувствуют себя особенно неуютно, когда входят в спальню, которая не очень изменилась. Что повлияло на решение сохранить спальню такой же, когда остальная часть дома сильно изменилась?

Хагай Леви: В этом суть слова “сверхъестественный”, которое кажется совершенно знакомым, но другим. Вся идея в том, что ты есть, но тебя там нет. Мы хотели, чтобы эта сцена продемонстрировала идею сверхъестественного: ты находишься в каком-то месте и вдруг чувствуешь, что не знаешь этого места.

HBO: Мира, похоже, действительно сильно привязана к некоторым предметам и обстановке в доме. Как бы вы охарактеризовали её отношение к своему пространству и предметам в их доме?

Хагай Леви: Да, у неё есть привязанность к мебели, к дизайну, но вначале она отрицает это. Во второй сцене “Poli” наступает поворотный момент, связанный с идеей ремонта чердака. Они спорят об этом, и Джонатан говорит: “Это часть дома, почему тебя это больше не интересует?” И ответ на этот вопрос становится крайне ясным. Позже мебель является для Миры символом стремления вернуться, поскольку словесно она это желание не озвучивала. В третьей сцене “The Vale of Tears” Мира говорит: “Скоро от меня здесь не останется и следа”, что очень болезненно для неё. Так что это полностью символизирует её привязанность.

И, конечно же, главный объект, вокруг которого развивается конфликт между супругами – это зелёный диван. Зелёный диван был данью уважения оригиналу.

Кевин Томпсон: Да, мне понравилось предположение, что это их удерживало. У него небольшой изгиб, и спинка дивана превращается в руку, которая как бы немного обхватывает их, что тоже было в оригинале. Он как бы изгибался вокруг них и удерживал их, и в какой-то момент это было почти как безопасное место.

Это так интересно, потому что кровать, которую мы получили в итоге для главной спальни, также имела что-то вроде крыльев, которые удерживали супругов на их сторонах кровати, очень тонкое сходство с диваном.

Изголовье кровати продлено двумя стойками, напоминающими крылья. Это идея Кевина Томпсона, который хотел поддержать мысль с очертаниями зелёного дивана в гостиной
Изголовье кровати продлено двумя стойками, напоминающими крылья. Это идея Кевина Томпсона, который хотел поддержать мысль с очертаниями зелёного дивана в гостиной

Хагай Леви: Много раз Ингмар Бергман прибегал в сериале к иронии и пародии. Зелёный диван в оригинале был довольно большим, был в форме огромного сердца и выглядел нелепо. Я хотел отнестись к истории в сериале исключительно серьёзно, поэтому идея Кевина о том, как диван обволакивает героев и становится похожим на безопасное место, была очень важна, и это побудило меня придать дивану ещё большее значение в сценарии.

HBO: Что касается Джонатана, то кабинет, похоже, действительно является местом, которое для него ассоциируется с понятием дома. Не могли бы вы немного рассказать об этой комнате?

Хагай Леви: Я помню, у нас была долгая дискуссия о кабинете Джонатана, потому что Кевин придумал красный цвет для этой комнаты. И мне потребовалось много времени, чтобы переварить это и понять. И я так счастлив, что согласился.

Кевин Томпсон: Это было его пространство, поэтому, на мой взгляд, его нужно было отличать от остальной части дома. Я чувствовал, что в нём должна быть страсть и богатство, а красный цвет для меня олицетворял страсть и эмоции, а также отличал его от всего остального. Эта часть дома сильно отличается от остальных, потому что на самом деле это была территория Оскара (Айзека, исполнителя роли Джонатана Леви❤️), в которой Джессика (Честейн, исполнительница роли Миры Филлипс) не имела права голоса в дизайне, мебели и тому подобном. Это была самая текстурированная, многослойная комната, потому что в ней была стена из книг и ставни на окнах.

HBO: Помимо культового зелёного дивана, были ли на съёмочной площадке какие-либо другие отсылки к оригинальным "Scener ur ett äktenskap" (Сценам из супружеской жизни)?

Кевин Томпсон: Например, на кухне были кукурузные хлопья.

Джонатан в кухне. Те самые хлопья на столе
Джонатан в кухне. Те самые хлопья на столе

Хагай Леви: И блокнот, в котором Джонатан ведёт свои утренние страницы – это точно такой же блокнот.

Кевин Томпсон: Верно, да. А рисунки костюмов исторических личностей в столовой – это небольшая отсылка к эскизам костюмов, которые были в кабинете Марианны (в исполнении Лив Ульман) у Ингмара Бергмана.

Столовая в доме Миры и Джонатана
Столовая в доме Миры и Джонатана

Хагай Леви: Это было похоже на нашу внутреннюю шутку – всё время включать больше отсылок.

HBO: Из чего ещё вы черпали вдохновение в дизайне?

Кевин Томпсон: С точки зрения декора и мебели мы склонялись к чистому скандинавскому дизайну. Мебель и предметы обстановки мы одарили узнаваемой нордической привлекательностью. Истинно шведскими мы выбрали обои в коридоре и некоторые лампы с предметами мебели.

Спокойный интерьер в светлых тонах
Спокойный интерьер в светлых тонах

HBO: Этот дом, по сути, единственный в сериале. Как вы думаете, какой эффект даёт использование не только одного места для развития истории, но и одного интерьера?

Хагай Леви: Для этого мы пошли намного дальше, чем в "Scener ur ett äktenskap", потому что в оригинальном сериале есть по крайней мере три основных локации: дом, летний домик и офис. Я хотел исследовать идею дома и то, как он меняется. Я вроде как привык это делать, потому что с “Пациентами” (In Treatment)* я провёл целый сериал в одной или двух комнатах. Я думаю, мне нравится заигрывание с клаустрофобией. Мне хочется, чтобы её почувствовали и зрители, а затем ощутили огромную разницу, оказавшись на улице.

***

* In Treatment – телесериал 2008 года, выпущено 4 сезона. Хагай Леви выступил в этом сериале в качестве режиссёра и сценариста. В сериале показана история психотерапевта Пола Уэстона, который помогает пациентам, но также и сам нуждается в психологической поддержке не меньше, чем они.

***

HBO: Как вы думаете, что делает жильё домом?

Кевин Томпсон: Для меня – это отображение в нём своих истории и индивидуальности, это создание истории внутри дома, с детьми или с отношениями, или привнесение в дом предметов из вашего внешнего мира, которые напоминают о путешествиях или знакомствах, оказавших влияние. Делать жилище своим домом – это заботиться о вещах вокруг, о людях, показывать любовь к ним и делить переживания. Вот что превращает это место в дом. Так что у всех всё по-разному, но для героев “Сцен из супружеской жизни” речь шла об окружающих их предметах, воспоминаниях, которые они создавали на кухне, в днях, месяцах и годах, которые они там провели. Вот что делает его таким.

Среди фото на полках (как здесь) есть и настоящие фото из времени обучения в Джуллиард Джессики Честейн и Оскара Айзека (исполнителей главных ролей в сериале)
Среди фото на полках (как здесь) есть и настоящие фото из времени обучения в Джуллиард Джессики Честейн и Оскара Айзека (исполнителей главных ролей в сериале)

Хагай Леви: В какой-то момент Кевин попросил меня принести мои собственные семейные фотографии. Вы можете увидеть фотографии моих бабушки и дедушки на стенах в кабинете и на кухне, что для него было важно, чтобы привнести эти личные штрихи.

Кевин Томпсон: Безусловно. Да, это просто значение вещей. Такие детали создают ощущение дома.

***

HBO (с) Перевод интервью журналиста канала HBO с создателями телесериала Scenes from a Marriage