Старая посельщина к весне приветной подъедала всякие припасы от прошлолетнего хлеборода, вот и гутарила Русь: “Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта”. В свой черёд весною Господь посылает сущее утешение - в пору-то вешнюю цыпки зачинают яйца нести.
Вкушали их в обычье с Пасхи Христовой, ежели оная не бывала ранней. Да и то - яичко курячье на крестьянском столе почиталось роскошеством праздничным да на манер приправы, а не своеобычным кушаньем. Эдак одно-два - на всё честное семейство в шесть-восемь душ. В тех краях, где в употреблении держали маслобойки да сыроварни, большухи* хранили инший* добрый припас - обрат*. Добавляли оный и в хлеб, и в кашу.
По маю-травнику на среднерусской посельщине отцы наши собирали первые грибочки - сморчки да колосовики. Вестимо* дело в сию пору поспевал на огрядках первый лук зелёный. Едали его в избытке с хлебцем али сдабривали оным холодный квасок.
Детишки в вешнюю пору на зеленеющих полях примечали новое лакомство - опестуши*. Сладковатые стебельки сих младых взростков поедались детворой с особой усладой.
За ещё один весенний дар среднерусская посельщина каждогодно благодарила Господа - за березовицу*. Вот уж её старались собрать по ранней весне в прок.
А для экономии остатков муки сдабривали ея толчёной мякиной, молодой травой какой сорною иль берёзовым лубом*. Так стряпали на среднерусских просторах голодный хлеб. Инда* в пору внешнюю стол крестьянский редко бывал богатым на всякое кушанье.
Подписывайтесь на Платона Караваева и будет вам вся правда посельская. Дай всем Бог здравия крепкого!
*Помин забытых слов:
Большуха - хозяйка в большой семье
Инший - иной
Обрат - остаточная сыворотка после выделки масла, снятое молоко
Вестимо - известно
Опестуши - полевой хвощ
Березовица - берёзовый сок
Мякина - отходы после молотьбы
Берёзовый луб - часть ствола меж берестой и древесиной
Инда - так что