«Кин-дза-дза!» - фильм непростой, фильм, который по сей день вызывает у публики очень неоднозначные эмоции. Когда в 1986 году он вышел на экраны, общество буквально обрушилось с критикой не только на режиссера Георгия Данелия, но и на актеров, которые согласились сниматься в такой, как писали разгневанные зрители, «ерунде».
Надо сказать, что работа над фильмом шла и долго, и трудно. Так, например, в картине должен был сниматься Борислав Брондуков. Для него даже была специально придумана роль, пробы на которую актер прошел успешно. Однако перед самым началом съемок Борислав Николаевич перенес инсульт, из-за которого вынужден был отказаться от участия в картине. Не пожелав искать Брондукову замену, Данелия решил совсем убрать его персонажа из сценария.
Феноменальное приключилось и с Леонидом Ярмольником, для которого тоже в специальном порядке писалась роль – актер должен был играть торговца космической пылью.
Ярмольник дважды приезжал на съемки в пустыню Каракум. В первый раз сгорели все декорации для его эпизода…ну, что тут поделаешь? Ярмольник развернулся и уехал.
А когда посетил пустыню во второй раз, в уже совершенно новую декорацию въехал пьяный водитель передвижного дизель-генератора. В итоге, роль Ярмольника убрали из сценария от греха подальше, а вместе с ним из фильма исчезло и само понятие «космической пыли». К слову, именно так изначально планировали назвать фильм – «Космическая пыль», но назвали «Кин-дза-дза!».
Правителя планеты Плюк господина ПЖ сыграл директор фильма Николай Гаро. Изначально на эту роль был утвержден Ролан Быков, однако он не смог приехать на съемки.
Тогда, по просьбе Данелия, его заменил Николай Гаро, а самом режиссер перевоплотился в правителя планеты Альфа Абрадокса вместо немецкого актера Норберта Кухинке, которого вы наверняка помните по роли датского профессора Хансена из «Осеннего марафона» - еще одного фильма Данения. Кухинке уже был утвержден на роль и должен был прилететь в Москву на съемки, но против его участия выступило руководство «Мосфильма».
Что такое «Кин-дза-дза!» никто точно не знал, поэтому начали выдумать всякие версии происхождения этого непонятного буквенного сочетания. На самом же деле все было куда проще. Евгений Леонов взял в привычку допевать окончания различных слов: например, в портфеле-феле-феле-феле. Или зелень. Какая зелень? Кин-дза-дза-дза-дза! И вот этот допев, в конечном итоге, и стал названием фильма.
В «Кин-дза-дзе!» традиционно для фильмов Георгия Данелии звучит русская народная песня «На речке, на речке, на том бережочке...». По словам режиссера, это была любимая песня Евгения Леонова, поэтому ее можно услышать почти во всех лентах Данелии с участием Евгения Павловича, начиная с комедии «Тридцать три».
Для декораций и костюмов в фильме «Кин-дза-дза!» использовалось…ну, не то чтобы все, что плохо лежит, хотя и в этом есть доля правда. Даже то, что хорошо лежало либо на складе «Мосфильма», либо на барахолке, либо даже на помойке, все равно использовалось для дела.
Например, шлем Уэфа, героя Евгения Леонова, был сделан из гульфика от летного костюма. Когда Леонов увидел лямочки, переплетающиеся с резиновыми трубочками, то он с подозрением спросил: «А это не для того, чтобы летчики сюда писали?» Данелия, конечно же, сказал «Нет», но трубочки на всякий случай срезал.
В итоге на Уэфе были надеты байковая майка фирмы «Заря», брезентовые матросские штаны, полусапожки из фильма о Тиле Уленшпигеле, а перед самой съемкой Данелия нашел на помойке блямбу непонятного назначения, вымыл ее и приклеил клеем «Момент» к задней части матросских штанов чатланина.
Теперь несколько слов о необычных словах и названиях, встречающихся в фильме. Помните, Эцилоппа с мигалочкой, который появлялся в неожиданный момент и которого нужно было приветствовать особым образом? Эцилопп – это зеркальное и несколько измененное прочтение слова «полицай».
Диковинный летательный аппарат, в котором герои проводят половину фильма, назывался Пепелац, но здесь все тоже достаточно просто и даже ничего отзеркаливать не надо.
От грузинского слова «пепела», то есть бабочка. Если вы помните, в «Мимино» герой Кикабидзе именно так называет свой вертолет.
Самое ценное, что было у чатланина, это КЦ, то есть спички. Здесь, конечно, всех напрягало – не перевернутое ли это ЦК? Но нет, это «Барнаульская спичечная фабрика Клары Цеткин», на которой так и было написано «КЦ».
Но и главное приветствие фильма «Кин-дза-дза!», я имею в виду «Ку!», вне зависимости от цвета штанов.
Так вот это самое «Ку!» чуть не подвело фильм в глобальном смысле: он был фактически готов, как вдруг оказался на грани запрета. По крайней мере, разговоры такие пошли.
Период недолго правления Юрия Владимировича Андропова сменился таким же недолгим периодом правления Константина Устиновича Черненко, и многие углядели в «Ку!», соответственно, инициалы нынешнего генерального секретаря.
Пока размышляли, как быть и что делать, Черненко умер, на его место заступил Михаил Сергеевич Горбачев, и фильм «Кин-дза-дза!» вышел на большие экраны.
Для съемок фильма «Мосфильм» выделил дефицитную в то время импортную кинопленку фирмы «Kodak». Однако Георгий Данелия и оператор фильма Павел Лебешев посчитали, что стилистике фильма больше будет соответствовать пленка, изображение на которой получается не слишком высокого качества, поэтому решили снимать «Кин-дза-дзу!» на отечественной пленке «ДС», отдав заграничную «Kodak» своим коллегам из другой киногруппы.
А вот для музыкального номера Уэфа и Би была записана сочиненная Гией Канчели мелодия, состоящая всего из двух нот. В записи композиции принял участие квартет исполнителей, в состав которого вошли Георгий Данелия и Гия Канчели, а из инструментов были использованы скрипка, синтезатор, старый ржавый замок и кусок стекла с бритвой.
Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на Telegram канал, где ежедневно выходят мои аудио-подкасты, репортажи и короткие видео на тему истории и личной жизни.
Увидимся на канале!