В 2019 году мне повезло. Прежде чем мир «самоизолировался» по случаю нового вируса мне удалось несколько раз побывать на Окинаве, в додзë моего учителя Морио Хигаонна Сэнсея. Во время последней поездки Сэнсей передал мне уникальные материалы по истории легендарного Йойоги додзё. Сейчас появилась масса времени сделать то, что давно планировал. Например, предложить вашему вниманию этот замечательный рассказ. Помимо исторической у этих воспоминаний есть еще одна несомненная ценность. Она дает ответ на вопрос о источнике появления настоящего мастера, которым является невероятно тяжелый, самоотверженный путь с чеством полной искренности и присутствия в происходящем!
Воспоминания известного Японского писателя, господина Намура Токио о Хигаонна Морио Шихане и Йойоги Додзё. Это рассказ о событиях, которые имели место более чем пятьдесят лет назад.
В 1960 году в возрасте 22 лет Морио Хигаонна поступил в Токийский университет.
Как и раньше, много времени он отдавал тренировкам. Очень скоро вокруг него сплотилась группа студентов, заинтересованных в изучении каратэ. Свои первые занятия с новыми учениками Сенсей Хигаонна проводил прямо в общежитии университета Такусоку. Постепенно его известность росла, а количество желающих постигать секреты годзю рю каратэ вынудили его принять приглашение Арагаки Сэнсея (владелец небольшого додзё каратэ стиля Серин-рю) и переехать в токийский район Йойоги. Очень скоро тогда еще совсем молодой мастер стал чрезвычайно популярен. Через Йойоги додзе прошло огромное количество великолепных бойцов, многие из которых являются сегодня признанными мастерами годзю рю.
"Тренировки были чудовищно тяжелыми. С первого дня в додзё стало нормой, отжиматься 500 раз, делать 500 подъемов на пресс, тысячи ударов руками и ногами и растяжка, которая была больше похожа на пытку. Естественно, новички не могли выполнить эти нормативы, но Хигаонна Сэснея, в то время, мало интересовали их проблемы с кондицией. Поэтому обычной картиной в Йойоги Шуренкай были сотни соискателей сегодня, что было следствием растущей популярности Сэнсея, и 3-4 человека на тренировке завтра, как итог столкновения новичков с реальностью.
Сначала ежедневная практика начиналась в 16:00 и не имела ограничения по времени. Но уже первой зимой Сэнсей добавил занятия в пять часов утра, которые включали 10 километровый кросс и еще километр прыжков в приседе. Новичков, которые теряли силы и присутствие духа – наказывали, заставляя несмотря ни на что доделывать упражнение.
Любая тренировка начиналась с упражнений на кондицию, затем бесконечный, многочасовой и изнурительный кихон, после чего начиналась практика санчин и кайшу ката. Вам может показаться, что Хигаонна Сэнсей, в то время, был очень жестоким человеком. На самом деле это совершенно не так. Я помню его, как невероятно спокойного, неразговорчивого человека, который предлагал своим ученикам только те нагрузки, которые мог перенести сам. После многочасовых тренировок тело отказывалось работать. Я помню, как он подходил к тем, кто опускал руки и говорил:
- Что случилось? Устал?
- Да, я не могу поднять руки!
- Тогда я буду твоим партнером в кумитэ, атакуй!
Он говорил: «Во фразе «если не можешь – вставай!» нет противоречия! Мысль о том, что ты больше не можешь – это проблема духа, а не тела. Любая тренировка должна быть, в первую очередь, тренировкой духа! Истинная практика начинается тогда, когда заканчиваются силы. Первый шаг на пути – это научится прилагать все возможные усилия!»
Хигаонна Сэнсей нечасто предлагал постоять с ним в кумитэ и это всегда было испытание. Когда он вставал в камаэ – это было по-настоящему страшно. Как будто, вдруг, вместо додзё с доброжелательным наставником ты оказался в клетке с диким тигром. Если ученик отказывался, независимо от причин, ему больше никогда не поступало подобное предложение.
Хигаонна Сэнсей и макивара. Йойоги додзё. Видео из архива Бакиса Лаубшера Сэнсея (ЮАР).
Когда Сэнсей спарринговал – это было потрясающее зрелище. Он был очень быстрым и при этом невероятно мощным. Его движения были молниеносными, он мгновенно уходил от ударов, и сбивал своего противника с ног, а его искусство захватов и заломов было подобно движениям свирепого хищника. Но самым замечательным было его умение контролировать центр тяжести противника и разрушать его чувство равновесия.
Я понял истинный смысл высказывания «Каратэ ни сэн тэ наси - в каратэ нет первой атаки». Атакуя первым, вы создаете для мастера возможность, которой он непременно воспользуется и уничтожит вас с помощью вашей агрессии и вашей силы.
В Додзё царила особая атмосфера стойкости. Никто не суетился из-за потери сознания, сломанного носа, повреждения мышц и кровоподтеков. В первую очередь потому, что это была обычная история на тренировках. В то время я работал учителем физкультуры в школе и иногда не мог вести классы настолько был измотан. Хигаонна Сэнсей говорил: «когда обретаешь смирение признать, что достиг потолка своих возможностей – поучаешь шанс познать реальность, понять себя без иллюзий!»
Однажды, когда у меня не получалась одна техника, Хигаонна Сэнсей произнёс: «Перестань напрягаться!». Сказать, что я удивился – ничего не сказать.
- Как же так, Сэнсей, - спросил я возмущенно - Вы же сами нас заставляете прилагать все возможные усилия?
- Я не про тело, Намура. Я про голову. Ты ей слишком усердно пользуешься. Тренируйся «молча».
Мне кажется, что после этого диалога я немного приблизился к понимаю Мусин. Как говорил мой знакомый повар: «Вкус рамэн можно почувствовать только, когда ешь в тишине!»
Иногда мы практиковали на тренировках Дзен и это было отличное упражнение для знакомства со своим бессознательным.
По сей день я считаю, что метод обучения Хигаонна Сэнсея совершенно исключительный! И в первую очередь благодаря невероятно искреннему отношению учителя ко всему, что он делает!
Я помню, как во время чемпионата мира по каратэ, который проходил в Nippon Budokan, Хигаонна Сэнсея пригласили выступить с показательными выступлениями. Учитель отобрал несколько старших учеников, среди которых был и победитель этого чемпионата. Глядя им в глаза, он сказал, что, если кто-то из них не будет атаковать в полную силу, он может больше не приходить в Додзё.
Когда настало время демонстрации, четыре бойца, с невероятной силой и яростью напали на Сэнсея и мгновенно были нейтрализованы. По сей день эти показательные вступления являются одними из эталонных и легендарных!
Это была высшая техника, искусство момента, которое нарушает фокус, баланс демонстрирует невероятное искусство воздействия на суставы и жизненные точки.
В Японском каратэ достаточно танцоров и мало настоящих мастеров. Наверное, это нормально. Но я хотел донести до потомков тот невероятный опыт, который я получил под руководством Морио Хигаонна Шихана! Я хотел рассказать о том, что я лично видел настоящего мастера в искусстве которого нет ничего лишнего.
В своей книге «Кровавое письмо» в качестве главного героя – мастера каратэ я описал Хигаонна Сэнсея. К сожалению, учитель, который никогда не любил «пустой славы», запретил мне использовать его имя, поэтому моего героя зовут Госароку. Но это Хигаонна Сэсней – настоящий мастер, столкнувшись с которым в бою, попадаешь в пустоту, которая высасывает твой дух и решимость!
С мыслями о глубокой благодарности я искренне молюсь о здоровье Хигаонна Морио и желаю ему еще многих лет практики!"