Возможно, не хватает его туристам. Но полюбят ли его и свои?
Как о варианте – мнение главного археолога Москвы Леонида Кондрашева:
Когда мне коллеги показывали виды Пскова со стороны Великой, я задумался. В XVI веке, когда осаждали Псков, один из участников битвы сказал: «Какой огромный город, как Париж! Нам будет очень тяжело его взять».
Поскольку основные враги приходили из-за Великой, то единая стена фортификаций с земляными конструкциями, в которой ядра вязли, - это была единая линия. И с решетками сразу понятна логика исторического города: что это город-крепость, город воинской славы, что эти стены не какой-то декоративный элемент, а особенность этого северного стража Руси.
И если бы люди обозревали город со стороны Великой — там тоже можно сделать видовые точки — это, конечно бы, повысило туристический потенциал Пскова.
Казалось бы...
Зачем понадобилось создавать совершенно новый мост и в другом месте? Предки уже все придумали до нас, и в Средние века башни в устье Псковы были связаны Нижними решетками.
Получалось своеобразное продолжение крепостной стены, запирающее город с воды в случае нападения (Верхние решетки находились у Гремячей башни). Отказ от этого решения продиктован не только баснословной стоимостью такой реставрации:
«Тема интересная, но сомнительная, – поясняет Владимир Шуляковский, – потому что это будет стопроцентный новодел. Даже приблизительно непонятно, как решетки выглядели. Какие-то арки. Можно найти, наверно, следы на дне. Но сами решетки – деревянные или железные? Как выглядел подъемный механизм? Была там крыша или нет? Все будет придумано заново, что в мировом реставрационном сообществе не приветствуется. Этот мостик – нормальный выход».
Варианты студентов МАРХИ
1.
Который позволяет при необходимости открыть русло Псковы и пропустить в нее судно.
2.
По мнению автора проекта воздушный и легкий мост впишется в исторический пейзаж, но внесет в него современный акцент.
3.
Такой мост будет отсылкой к историческому облику Кремля и плавно впишется в существующую панораму.
4.
Его отличительная черта — сразу две «дорожки», одна из которых ведет на правый берег Псковы от стен Кремля, вторая — с правого берега набережной.
5.
6.
Состоит из трех частей: велодорожки, пешеходной части и трансформируемой части, максимально приближенной к воде, которая летом может служить причалом для лодок.
Проект, который на 06 мая 2022 прошел почти все согласования
Новый мост соединит берега Псковы от Золотой набережной до Кремля. Общая протяженность сооружения составит 42,5 метра, а ширина – 5,5 метра.
Пешеходный – не совсем точное название. Две полосы шириной по два метра будут иметь разное назначение. Одну и в самом деле отдадут пешеходам. Вторая станет велодорожкой.
Конструкцию создадут из металла, а поверхность покроют нестираемым полимерным покрытием Sika. В частности, такое покрытие использовали на пешеходной части моста на остров Русский во Владивостоке.
«Сделать так, чтобы он не очень выделялся, вписался в существующий ландшафт, не отвлекал от нашей старины, – описывает главную задачу, поставленную перед проектировщиками, руководитель фирмы «СтройДорМост Проект» Елена Трошкова. – Поэтому насколько смогли, прижали его к воде».
Мост уместится в один пролет, то есть опираться будет только на берега, без подводных элементов. И никаких ступенек, предусмотрен пологий вход и въезд.
50 оттенков серого - тоже про новую конструкцию. Мост повторит цвета крепостных стен, воды в реке и неба.
«Должно быть лаконично, - напоминает Елена Трошкова. - Всю красоту даст ночная подсветка, специальные лампы будут располагаться на перилах. В остальном он должен быть незаметен».
Финансовая сторона проекта
Проект оплачен из частного кармана, заказчиком выступила «Северо-Западная инвестиционная компания» Николая Загоруя. Она же занимается восстановлением шпагатной фабрики, к которой со стороны Запсковья будет выходить новый мост.
Ситуация «вин-вин»: в выигрыше окажутся все. Власти «за так» получают написанный и согласованный во всех инстанциях проект. Горожанам достанется еще один мост. Не знаю, нужен ли он горожанам. А бизнесу – людской поток прямо к своему порогу. Вот это, думаю, все-таки вернее.
«Не то, что мы устроили воронку на шпагатку, как некоторые господа высказывались, – предостерегает Николай Загоруй от поспешных выводов. – Делаем не столько для себя, сколько в целом для жителей и туристов. Вы хоть один раз проходили в грязную погоду через мост, который сегодня ведет на Запсковье?»
Обновленное Запсковье с Двором Постникова
бизнесмен сравнивает с локацией, в которой располагается его «Двор Подзноева» рядом с Поганкиными палатами.
Он уверен, что с появлением моста район станет еще более привлекательным: «Польза для всех будет».
Вопросы горожан
1. Не нарушит ли новый мост общий вид?
Председатель оргкомитета Николай Виноградов заверил, что строительство моста согласовано с комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области, и оно не повлияет негативно на историческую местность ни с физической, ни с эстетической стороны.
2. Удобно ли будет передвигаться по мосту маломобильным гражданам?
Представители городской администрации заверили, что проект учитывает потребности всех категорий населения.
3. По реке летом часто плавают люди на надувных досках-сапбордах. Как они проплывут под новым мостом?
«Высота балки моста 1,2 метра, под ним можно будет проплыть», - успокоил присутствующих секретарь организационного комитета Сергей Носарев.
4. Может, в будущем здесь бы проплывали исторические ладьи, как в Великом Новгороде, или яхты.. А мост, получается, лишает такой возможности в будущем.
«Мост в этом месте нужен, люди будут благодарны, а при проектировании мы учтем все необходимые нюансы», - заверил его заместитель главы города Пскова, председатель организационного комитета Сергей Гаврилов.
Больше никто из присутствующих горожан вопросов не задавал.
Основные источники:
Навести мосты / Псковская правда (pravdapskov.ru)
Если покажется интересным, отметьте, поделитесь с друзьями ). Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.