Я верю в магию числа 100. Наверное, из-за фразы: "Я уже сто раз объясняла." Отложилась в голове и теперь, кажется, что этого количества должно хватить.
Представьте, что Вы решаете задачу, в которой есть прямоугольный треугольник с углом в 60 градусов. Нужно найти его второй угол. Как это сделать? Можно воспользоваться теоремой о сумме углов треугольника: 180 - (90 + 60). Или теоремой о сумме острых углов прямоугольного треугольника: 90 - 60.
Отлично, задача решена! Через некоторое время снова возникает такая ситуация. Опять прямоугольный треугольник с углом в 60 градусов. Как найти это третий угол? Конечно использовать те же теоремы. Здесь сложно придумать что-то.
И такие ситуации повторяются и повторяются. А когда в очередной раз попадается такая задача, вы уже не считаете. Ведь ответ известен. Просто потому что вы повторили эти действия многократно и они всегда приводили к одному и тому же результату.
Почему-то мне казалось, что это так и работает. Но на практике дети продолжают считать. Я думала, может недостаточно было таких ситуаций и ждала. Но они продолжали считать. Снова и снова.
Память человеческая загадочная вещь. Она работает не как память компьютера. Информация не записывается на наш внутренний жесткий диск. Например, мы запоминаем только ту информацию, которая как-то меняет наше состояние. Но все исследователи сходятся в том, что частые повторения способствуют запоминанию. Так почему же они продолжают считать?
Однажды, я пошла на хитрость. Прежде, чем запустилась программа по вычислению, попросила ребенка подумать о том, какой результат он получит. И тогда поняла, что дело не в памяти.
Ему проще посчитать. Такой динамический стереотип. А вот сойти с этих рельсов, обобщить свой опыт и сделать вывод - сложно. Может лобные доли еще не сформировались. Именно они отвечают за возможность видеть будущее. А может дело в чем-то другом.
Это касается не только углов прямоугольных треугольников. В математики многие вещи постоянно повторяются. Например, умножение на 0,5. Намного проще разделить на два, но дети продолжают умножать. Пока не обратишь их внимание, не обговоришь детально. Тогда они запоминают. В следующий раз сразу говорят ответ. Будет 30 градусов.
А для равнобедренного прямоугольного треугольника продолжают считать чему равны острые углы. Может они просто не заинтересованы делать выводы?