Чтобы полностью передать всю глубину замешательства, которое испытала Настя, когда в возрасте 21 года познакомилась со своим отцом, наверное, нужно вернуться в прошлое.
Во-первых, Настя всегда знала, что мама что-то скрывает. Ну не верила она в то, что отец погиб, когда мама была еще беременна Настей. Не верила, потому что в ее памяти сохранились смутные воспоминания из раннего детства, где отец был жив.
Мама смеялась и говорила, что так не бывает. Что люди никогда не помнят своего детства, а значит Настя просто запомнила какого-то другого мужчину, которого приняла за отца. Настя доказывала, что помнит его руки и запах. А также то, что это он подарил ей игрушку чебурашку, которая до сих пор стоит на верхней полке шкафа. Но мама все отрицала.
- Ты, дочь, просто, наверное, очень хотела, чтобы у тебя был папа. Вот и выдумывала всякое, - грустно говорила она. – Чебурашку я тебе купила. А папа разбился на машине, когда ты у меня еще в животе была. Так что ты что-то перепутала.
Во-вторых, однажды Настя слышала, как бабушка спрашивала маму не звонил ли ей Захар. А Настя по отчеству Захаровна. Совпадение? Нет, конечно! Захар – редкое имя. Настя вообще ни одного Захара не знала.
Мама, кстати, тогда шикнула на бабушку и сказала, что потом поговорят.
Настя, как, наверное, и любой ребенок, который растет без отца, завидовала девочкам, у которых есть папа. Еще в детском саду она поняла, что в ее жизни что-то не так, когда одногруппница сообщила, что собралась замуж за своего папу. Что лучше папы мужа и не найти.
- А если нет папы? – удивилась тогда Настя.
- Значит, выйдешь замуж за плохого мужа, - выдала экспертное заключение одногруппница.
А потом в школе начали готовить подарки папам на 23 февраля. Еще класс такой удивительный попался. Папы не было только у Насти. Так что, может быть, и врет статистика про то, что матерей одиночек треть из всех семей.
На каждый 23 февраля Настя послушно лепила зеленый танк с красной звездой на белый лист бумаги и писала: «Дорогая мама! Поздравляю тебя с 23 февраля!». Мама подарку радовалась и говорила, что ей повезло больше, чем другим мамам. Другие мамы только на 8 марта открытку получают, а она еще и на 23 февраля.
Настя не верила в мамину радость. Мама была воздушная и душистая. Зачем ей какие-то танки?
Ну а потом, когда Настя повзрослела, она начала психологией интересоваться. Видеоролики в интернете смотреть, статьи читать. И везде четко было сказано, что нормальная семья – это когда есть и папа, и мама. А вот если только мама, то семья не полная. А значит дети в таких семья вырастают… Ну не ущербными, конечно. Но что-то вроде того. Проблем куча и никакой возможности построить нормальную семью.
В общем, как ни крути, всю жизнь Настя так или иначе расстраивалась по поводу отсутствия отца.
И тут в один прекрасный вечер возвращается она домой, а мать встречает ее с испуганными глазами.
- Настя, ты только не волнуйся, - шепчет у порога, пока дочь разувается. – Там твой папа приехал.
Вот так просто. Не волнуйся, дочь. Там твой папа приехал, который умер больше, чем 21 год назад.
Но, как уже было сказано, Настя всегда знала, что отец жив. Поэтому падать в обморок не стала. Но разволновалась сильно.
Отец вскочил с дивана, когда Настя вошла в комнату. Он смотрел на нее и нерешительно улыбался.
- Здравствуй, Настя, - кивнул он ей.
- Здравствуйте, - ответила она, и повисло молчание.
Они разглядывали друг друга. Отец оказался довольно обыкновенным на внешность мужчиной. Похожим на Настиных преподавателей в институте. Ничего особенного ни в положительную, ни в отрицательную сторону. Приличный костюм, небольшой животик, начинающаяся лысина.
- Настя, а ты, наверное, голодная, - прервала молчание мать. – Пойдемте на кухню. Захар, ты будешь есть?
- Буду, - кивнул отец, и они все втроем отправились на кухню.
Пока мать накрывала на стол, Настя с отцом продолжали молчать.
- А папа вот решил нас проведать, - вдруг невпопад заговорила мать. – Позвонил мне сегодня днем. Можно, говорит, я приеду. А я даже и не успела тебя предупредить.
- Может у тебя вопросы какие-то есть, Настя? – вступил отец.
- Есть, - кивнула Настя. – Как я могу Вас называть? Захар Леонидович?
- Можно так… - пожал плечами отец.
- А ты папой его назови, - предложила мать. – Он же папа твой.
- Не хочу, - довольно резко ответила Настя. – И где Вы были все это время?
- Это сложно очень, Настя… - опустил глаза Захар Леонидович.
- Ничего, я пойму. Я довольно смышленая, - Настя неожиданно осознала, что злится. – Ну так где Вы были? Почему раньше не приходили? А Вы, кстати, в курсе, что мама сказала, что Вы умерли?
- Настя! – оборвала мать поток вопросов. – Веди себя прилично!
- Прилично? – Настя даже голос повысила. – Мам, а прилично врать, что отец умер? А потом приводить его как ни в чем не бывало!
- Настя, ну прости нас, - заговорил Захар Леонидович. – Мы не хотели, чтобы так плохо все получилось. Просто у меня не было тогда возможности жить с вами.
- Почему?
- Ну… я был женат. А твоя мама решила, что лучше, чтобы ты подумала, что я умер, чем то, что у меня другая семья.
- Понятно, - сникла Настя. – А сейчас почему появились?
- Настя, папа хочет помочь тебе с работой, - объяснила мать. – Ты же через полгода учебу закончишь. Нужно устраиваться куда-то.
- А Вы где работаете? – спросила Настя у Захара Леонидовича.
- У меня свой бизнес, Настя, - с готовностью объяснил он. – Ты могла бы для начала специалистом по продажам пойти. Я помогу.
Настя молча кивнула.
Странные чувства испытывала она. Вроде все ясно и понятно, таких историй миллионы. Женщина забеременела от женатого мужчины, решила оставить ребенка и рассталась с любовником. И сейчас, когда дочь выросла, подумала, что неплохо было бы, чтобы отец помог дочери пробиться в жизни.
Но все-таки отец – это не только помощь по становлению на профессиональном пути. Отец – это тот, за кого в детстве замуж собираешься, кому открытки лепишь в школе. Кто защитит или даже отругает. Кто расскажет, что ты принцесса и вообще самая лучшая девочка в мире. Тот, с кем твои женихи будут бояться знакомиться. Потому что папа свою девочку в обиду не даст.
А сейчас Настя это незнакомого мужчину не могла даже папой назвать.
И что их ждет в будущем? Странное неловкое общение, попытки скрыть смущение и найти общие темы для разговора. Вряд ли они смогут стать действительно близкими людьми. Вряд ли Насте удастся найти в этом постороннем мужчине отца, о котором она мечтала.
- А почему Вы думаете, что я не смогу сама работу найти? – спросила она у Захара Леонидовича. – Я хорошо учусь и, думаю, что мне удастся самостоятельно найти работу.
- Настя, отец помочь хочет, - засуетилась мать. – Просто вряд ли тебя возьмут без опыта работы сразу на хорошее место.
- Ничего страшного, буду как все работать. Сначала опыт наработаю, а потом уже и место хорошее найду.
- Настя, не нужно отказываться от помощи! – спорила мать. – Отец ведь помочь хочет.
- Не нужно, - почему-то Насте очень сильно захотелось плакать, и она старалась, чтобы ее голос не дрожал. – Я сама смогу. Я не хочу Вашей помощи, Захар Леонидович.
Она встала и пошла к выходу.
- Настя, ну ты что? – мать догнала ее у двери и опять уставилась испуганными глазами.
- Мамуль, я тебя очень люблю. И благодарна, что ты меня вырастила. И я знаю, что никто ни в чем не виноват. И никто мне больно делать не хотел. Но мне почему-то больно. Лучше бы он и правда умер.
Настя уже не сдерживалась и заплакала.
- Я пойду погуляю. Ты выгони его. Я через часик вернусь, - сказала она матери и вышла из квартиры.
Когда Настя вернулась, Захара Леонидовича уже не было. Мать виновато и испуганно поглядывала на нее, но молчала. Обсуждать произошедшее они в этот вечер не стали.
Только через несколько дней Настя все же спросила у матери, почему обязательно нужно было обманывать, говорить, что отец умер.
- Я не знаю, дочь, - пожала плечами мать. – Я сначала наврала, не подумав, а потом уже и поздно было признаваться. И боялась, что ты захочешь его найти. А у него семья.
- Но вы общались все это время?
- Да, он всегда помогал деньгами. И сейчас еще помогает. Но если хочешь, я откажусь. Не буду больше брать у него деньги.
- Нет, мамуль, не отказывайся, - засмеялась Настя. – Я же еще не скоро нормальную работу найду. Как же мы жить будем?
- Ну да… - улыбнулась мать.
Это был их последний разговор про отца Насти Захара Леонидовича.
А Настя действительно смогла сама построить карьеру. Не сразу, конечно. Не так быстро, как могла бы, если бы приняла помощь. Но ведь главное, что смогла.
А с семьей у нее ничего не вышло. Замуж она так и не вышла и ребенка не родила, потому что не верила, что кому-то нужна, что кто-то ее может любить. А рожать в одиночку было страшно. Так бывает у женщин, когда они с детства думают, что не нужны своему отцу. Может и правда для нее все сложилось бы лучше, если бы Захар Леонидович умер.