Среди вопросов, рассматриваемых А.И. Приставкиным, меня заинтересовал вопрос о том, что помогает человеку надеяться на будущее.
Автор от имени рассказчика предлагает читателю историю из жизни детдомовских детей, основным занятием которых часто становились поиски пропитания. Однажды, когда они обворовали сельскохозяйственный техникум, Сурков, в отличие от Шибаева, который был недоволен, что нет еды, не стал возмущаться, что они взяли не настоящие овощи, а муляжи. Он разглядывал их и «по-детски удивлялся» тому, как они искусно сделаны. Ему понравилось лепить из воска животных. Видно, что его тянуло к творческому процессу. Желание приобщиться к этому искусству и подтолкнуло Суркова к тайному отъезду в Москву в поисках лучшего будущего, где он хотел найти школу, в которой его научат «лепить красивую морковь». Москва для него станет не столько местом, где он мог обеспечить себя пропитанием, она станет местом его духовного возрождения. Может, из него вырастет будущий скульптор. Замечательно, когда человек чувствует в себе потребность развивать свое увлечение, когда в человеке живет мечта, которая подталкивает к духовному преображению.
Еще одной иллюстрацией рассматриваемого автором вопроса является описание поведения рассказчика, который тоже не захотел жить прошлым. У него был огромный интерес к книгам. Он любил читать. Даже во время поисков пропитания он чувствовал, что его тянет к книгам. Поэтому он решил остаться в Кизлярском детдоме, где было много книг. Его стремление вырваться из негативного круга никто не подавил, ничто не пошатнуло. И когда Шибаев звал его сбежать из детдома, ограбив склад, он честно признался, что хочет построить настоящую жизнь и забыть о воровстве.
Так личные увлечения подростков помогли им поверить в себя, вселили надежду на лучшую жизнь. Оба подростка в неблагоприятных условиях жизни не растеряли интерес к искусству и к знаниям. Они осознали, в чем же их смысл дальнейшей жизни.
И только в одном из них – Шибаеве – не смогло проявиться никакое желание, кроме «гуда в животе». Стремление быть сытым было самым важным в его жизни. Я думаю, что автор противопоставляет эти стремления.
А. Приставкин считает, что осознание человеком своих увлечений, особенно в трудный период жизни, дает человеку надежду на будущее.
Я согласна с мыслями автора/рассказчика. Интерес к какому-либо делу, возможно, к какому-либо ремеслу, виду искусства вселяет надежду на лучшее будущее, а в целом придает жизни смысл. Человек интуитивно чувствует призвание, старается избавиться от негатива и в дальнейшем пытается выстраивать свою профессиональную карьеру. Надо, чтобы у человека было позитивное увлечение. Ведь оно может пробудить надежду на возрождение.
Итак, любимое занятие человека – это запас его жизненных сил. Полезное занятие, о котором человек думает и к которому стремится, помогает человеку «убежать» от плохого, улучшить качество своей жизни. Ведь появившееся, благодаря интересному увлечению, стремление к позитивной цели вызывает к жизни настойчивость, упорство, а затем и уверенность, и эти качества помогают преодолеть противостояние.
ТЕКСТ
Это случилось под Серноводском, на Кавказе. Нас было трое: Колька Сурков, Шибаев и я. Мы познакомились у костра, когда сошлись однажды вечером на вкусный запах картошки. Картошку варил Колька Сурков, повесив консервную банку на проволоку.
Он поглядел, как мордастый, прожорливый Шибаев, обжигаясь и мыча, заглатывает целые картофелины, засмеялся.
– Не торопись, если не хватит, я ещё нарою…
- Где?!!
– Здесь есть один огород, - сказал Колька. И добавил, осеняя спокойными, удивительной голубой чистоты глазами:
- Я копаю аккуратно, по всем сельскохозяйственным законам. Так что вряд ли меня хозяин поймает до осени.
Сурков разлёгся и, почёсывая белую голову, продолжал развивать мысли:
– А вообще это не жизнь. Картошкой не проживёшь. Нужны продукты другие, и здесь у меня есть одна мысль...
– Я согласен с любой мыслью, - сказал Шибаев, с чавканьем приканчивая картошку.
Мы начали с нашего соседа – сельскохозяйственного техникума. Это было здание двухэтажное и красное. В окне на втором этаже маленькие глазки Шибаева безошибочно обнаружили что- то съестное. Он даже не знал, что это, но знал, что это можно обязательно есть, потому что, когда он смотрел на это окно, у него подымался «гуд в животе». У Суркова быстро возникла мысль, как это дело «обтяпать», и однажды вечером мы забрались туда.
Мы копошились в полутёмной комнате, собирая в кучу странно большие фрукты и овощи, когда Шибаев вдруг сплюнул и начал громко ругаться. На него зашипели:
– Тише! Ты что?
Оказывается, прожорливый Шибаев с налёта, не дожидаясь дележа, впился зубами в яблоко и чуть не поломал зубы. Оно оказалось из воска. Он долго плевался. Сурков разглядывал розовую морковку и по-детски удивлялся:
– Вот это сделано! Вы посмотрите, как здорово сделано!
– А что жрать? – спросил Шибаев, у него опять начался «гуд в животе».
Мы сидели в зарослях кукурузы и молча разглядывали добычу. Перед нами возвышалась целая горка красивых, но несъедобных муляжей. Колька задрал голову к небу, и в его глазах побежали белые круги, словно в голубую воду бросили камень.
– У меня есть одна мысль. Пожрать будет…
- Согласен, - сказал Шибаев.
– Будем топить воск и делать свечи.
На Кольку вдруг напала страсть лепить. Из- под его ловких рук выходили удивительные фигурки собак и петухов. У Шибаева от голода опять начался его «гуд». Он сидел на корточках и ненавидящими глазами глядел на развлекающегося Суркова. Я тоже зверски хотел жрать. Но я сидел и читал книгу. Я любил читать книги и хватал их где только можно. Эта книга была украдена в техникуме.
И вот однажды колонию решили срочно развести по местным детдомам. Об этом нам сказал Колька. Мы сидели на траве около станции. Подходил поезд.
- Загонят куда-нибудь ещё похуже! – добавил Сурков и зашлёпал босыми ногами к вагонам. Приподняв белёсые брови, оглядел проводницу, посмотрел под вагон. Показал рукой на железный ящик.
– Глядите, «собачник». Когда-нибудь я вот так залезу в него, - Колька закинул ногу, примерился, - и покачу тыщу километров…
Я глядел на Суркова и видел в его озёрных глазах белые разводы, словно огромный каменище плесканули туда. Но он ничего не говорил. Мы стояли и смеялись, представляя, как бы он уехал в железном тесном ящике под вагоном. А поезд тронулся. И Колька Сурков не стал вылезать. Он только сказал нам:
- Ну, пока, дружки. Еду я в Москву. Решил я найти такую школу, где мне покажут, как слепить красивую морковь. Я обязательно хочу слепить красивую морковь…
Я с Шибаевым попал в Кизлярский детдом. И однажды он сказал:
– Ну, что, хватит отдыхать! Я гляжу, ты уткнулся тут в книжки и ничего не видишь… Так вот: я пригляделся, здесь
во-о олухи какие… Ничего не сторожат. Замок на складе сбить проще простого. Решили? И бежим!
– Куда?
– Всё равно. Не нравится мне здесь.
– Я не побегу, Шибаев. И склад ты не трогай.
У него заблестели глазки, на щеках поплыли два бордовых пятна румянца.
– Ага, гад, изменяешь?
И тогда я взял его за борта тёплого пальто, которое нам здесь выдали.
– Слушай, Шибаев, здесь настоящая жизнь, понимаешь? Я хочу забыть, как воруют…
Я хочу читать книги, я их нигде не видал так много, как здесь. И я хочу учиться… А склада ты не посмеешь тронуть, понял? Иначе я соберу ребят, и о себе… и о тебе…
У Шибаева задрожали жирные щёки и округлились глаза. Он попятился и уже издали прокричал, показывая кулак:
– Сволочь!.. – Сволочь... Ты помнишь, ты...
Ночью он бежал. Он, наверное, решил, что я всё расскажу. А я ничего не рассказал. Я только хотел жить по- новому.
(По А.И. Приставкину)
Приставкин Анатолий Игнатьевич (1931 – 2008) - российский писатель, общественный деятель.
У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!
Тематика тестов:
Кто такой?
Что такое?
Разные темы
Литература
Русский язык
Ударение
Фразеологизмы
Автор мысли
Страны мира
География России
Женщины мира
О любви
Жизнь замечательных людей
Лишнее слово
Лишняя картинка
Животные
Овощи. Фрукты. Ягоды
Символы. Знаки
Танцы
Цветы
Пословицы
Загадки