В Дании, где проводилось рассматриваемое исследование, случаи отставания психомоторного развития у маленьких детей наблюдаются регулярно, но касается это только детей-вегетарианцев, несмотря на то, что такие последствия легко предотвратить с помощью приема обычного B12.
Но у детей в бедных странах шансы когда-либо удовлетворить свои потребности в витамине B12 намного меньше, что находит отражение в широко распространенном дефиците B12 у детей младшего возраста в Буркина-Фасо, выявленном в результате исследования Копенгагенского университета, проведенного в сотрудничестве с Médecins Sans Frontières (Врачи без границ).
Выводы были опубликованы в журнале Plos Medicine.
Недостаток витамина B12 может привести не только к анемии, но и к повреждению нервной системы, а для маленьких детей витамин B12 имеет решающее значение для развития мозга.
«У детей, участвовавших в нашем исследовании, мы обнаружили тесную связь между дефицитом витамина B12, отставанием развития двигательных навыков и анемией», — говорит Хенрик Фриис, первый автор исследования и профессор University of Copenhagen's Department of Nutrition, Exercise and Sports.
Много лет во всем мире основное внимание уделялось дефициту витамина А, цинка и железа, когда речь шла о недоедании, тогда как изучения последствий дефицита витамина B12 было мало.
«Дефицит B12 — одна из самых недооцененных в плане опасности проблем, связанных с недоеданием, и, к сожалению, мы видим, что продовольственная помощь, которую мы сегодня предоставляем, с проблемой не справляется», — говорит Хенрик Фриис, много лет проработавший в странах с низким уровнем дохода.
В исследовании приняли участие более 1000 детей со значительным недоеданием в возрасте от 6 до 23 месяцев. Уровень B12 у них измерялся как до, так и после трех месяцев ежедневного питания с рекомендуемым получением B12. На момент начала исследования у двух третей детей был зафиксирован либо низкий, либо аномально низкий уровень B12 в крови.
Краткосрочная "подкормка" не увеличивает запасы B12
«В период, когда дети получали продовольственную помощь, уровень B12 в крови увеличился, а по завершении программы значительно снизился. То есть, несмотря на три месяца усиленного питания, запасы витамина В12 в организме так и не достигли оптимального уровня», — говорит Хенрик Фриис.
Довольно слабым объяснением такого результата является факт ограниченной абсорбции B12.
«Пищеварительная система ребенка способна усвоить лишь 1 мкг B12 из пищи за один прием. Таким образом, если ребенку не хватает 500 мкг, то восполнение запасов займет гораздо больше времени, чем несколько недель усиленного питания», — объясняет Вибеке Брикс Кристенсен, педиатр и медицинский советник Médecins Sans Frontières и соавтор исследования.
«Кроме того, долгосрочные программы помощи нереалистичны, поскольку гуманитарные организации пытаются сократить их продолжительность, чтобы иметь возможность помочь большему количеству детей за те же деньги», — продолжает Вибеке Брикс Кристенсен.
Она отмечает, что имеет смысл разделить необходимое суточное количество витамина B12 на несколько приемов пищи, что, вероятно, позволит детям каждый раз усваивать одинаковое его количество. Но проблема в том, что среди детей в странах с низким уровнем дохода дефицит В12 широко распространен и с этим трудно что-либо поделать.
Необходимы новые решения
Предотвращение дефицита B12 было бы более эффективным образом действий. К сожалению, по словам профессора Фрииса, долгосрочные решения пока не реализуются.
Поскольку наш организм не может производить B12 самостоятельно, нам необходимо получать его из продуктов животного происхождения или синтетических пищевых добавки. Однако во многих странах с низким уровнем дохода доступность продуктов животного происхождения для населения в целом невероятно ограничена.
Можно задаться вопросом, являются ли таблетки или обогащенные витаминов В12 продукты питания эффективным инструментом профилактики?
Возможно, но проблема в слаборазвитых странах — это плохое обеспечение продуктами питания и слабая система здравоохранения. Раздавать таблетки миллионам и миллионам людей нерентабельно, а чтобы они получали витамин В12 из обогащенных продуктов, таблетки должны быть доступны и небогатым людям.
Для этого требуется хорошая промышленность, так как многие люди в настоящее время едят только то, что они могут произвести сами. Кроме того, требуется законодательство, не основанное на добровольном участии, говорит Хенрик Фриис, который больше верит в другой способ решения проблемы.
Подписывайтесь на Telegram или вКонтакте Виктора Трибунского - ежедневно статьи о тренировках, питании, здоровье.
«Отдельные домохозяйства можно было бы стимулировать к разведению кур и, возможно, коз для самообеспечения животными продуктами. Кроме того, стоило бы разработать ферментированные продукты с вырабатывающими В12 бактериями», — заключает Хенрик Фриис.
Факты
Порочный круг
Дефицит B12 может передаваться от матери к ребенку.
Если у матери дефицит В12, ее ребенок также родится с его дефицитом, прежде чем получит грудное молоко с недостаточным содержанием этого витамина.
Дефицит B12 у ребенка может повлиять на формирование и регенерацию клеток кишечника, следовательно способность ребенка усваивать B12 и другие жизненно важные питательные вещества будет ослабленной.
Таким образом, дефицит B12 способствует развитию недоедания.
О недоедании
По данным UNICEF в мире около 200 миллионов детей в возрасте до пяти лет страдают от недоедания.
Недоедание является причиной ежегодной смерти трех миллионов детей.
Недостаточность питания характеризуется чрезмерной худобой детей по отношению к их росту.
По оценкам в мире примерно 50 миллионов детей страдают от хронического недоедания, причем две трети из них страдают от умеренного недоедания, а оставшаяся треть — от значительного.
Лишь около 20% детей с тяжелым истощением получают экстренную продовольственную помощь.
Об исследовании
В исследовании приняли участие 1609 детей из Буркина-Фасо с умеренным или значительным недоеданием.
Исследователи смогли измерить уровень кобаламина (В12) в сыворотке крови у 1192 детей.
Дети получали три различных типа продовольственного пайка, каждый из которых соответствовал стандартам ВОЗ.
Исследование представляет собой повторный анализ данных, собранных в Буркина-Фасо в рамках исследовательского проекта TREATFOOD.