@Екатерина Арсенина
В передаче о Кире Муратовой - советском и украинском кинематографисте, Долин отказывается назвать ее автором советского кино, бегло вспоминая о шести фильмах, снятых в СССР, но обращает внимание на роль русской культуры в формировании режиссера: от учебы во ВГИКе до привязанности к русской литературной классике.
Он называет Киру Георгиевну прежде всего одесским режиссером, вписывая ее в компанию крупнейших культурных деятелей города: от Бабеля до Жванецкого. Одессе режиссер не изменяла, это место действия фильмов Муратовой, начиная с ее первой картины - камершпиле о женщинах и мужчине с Ниной Руслановой и Владимиром Высоцким.
Для рассказа о Муратовой Долин встретился в Париже с Ренатой Литвиновой, открытой Муратовой и как сценарист, и как актриса.
ЛИТВИНОВА О МУРАТОВОЙ
- Я видела ее мертвой, но для меня она совершенно не мертвая.
- Я не воспринимаю ее как человека, с которым я обрела конец
Отказать нельзя забыть
Сразу о больном: к теме Украины подобрались к концу диалога, отметив пророческие высказывания Муратовой о взаимоотношениях двух государств.
Главным сюжетом для Долина была хронология творчества Киры Муратовой, для Литвиновой: роль большого режиссера в ее судьбе. В беседе Рената вспомнила о своем знакомстве с Муратовой, которое состоялось по телефону, когда Кира Георгиевна позвонила ей после прочтения опубликованного в журнале дипломного сценария. При этом, Литвинова с кокетством, но почти небрежно обронила, что до этого, она уже отказала режиссёрам-мужчинам, мэтрам российского кино, таким как СергеЙ Соловьев, и даже Марлену Хуциеву, предлагавшему ей сниматься, потому что, как молодой сценарист, не представляла, что сможет подчинится кому-то на площадке, сыграв чей-то замысел.
В итоге, Муратова не стала снимать сценарий Ренаты, но предложила ей исполнить и дописать собственную роль, придумать монологи своей героине. И именно в фильмах Муратовой Литвинова создала образ эстетствующей дурочки, отточила стиль и язык, ибо смогла в полной мере наиграться прихотливыми построениями фраз своих женских персонажей.
Долин, между тем, не позволяет зрителю насладиться нарративом Ренаты. Ее монолог то прерывается рекламными интеракциями, то хроникой творчества Муратовой.
(Это факт: в большинстве своем, критики не могут восторгаться Литвиновой и пожалуй то, что она говорила о восприятии коллег Киры близко самой Ренате: "мужчины ее не любили и даже женщины").
Не манерно, без снисходительности Литвинова вспомнила об особом отношении Муратовой к детям и ее материнских трагедиях: первого ребенка Кира Георгиевна потеряла девятимесячным младенцем, а дочь Марьяну сгубила наркозависимость. Рената описала страх и боль Режиссера, когда дочь бродила по дому в поисках таблеток. Вспомнила, как мучительно, умоляя об эвтаназии, покидала этот мир Кира Муратова.
Быть или казаться
"Ее кино было - первое - украинским, и второе - самобытным". ДОЛИН
Знаменательная фраза из "Коротких встреч" - дебютного фильма Муратовой "Мыть или не мыть" в исполнении режиссера, гениально соединившей в ней боль и мудрость, решимость и леность, иронию и печаль - замечательно и лаконично иллюстрирует то, что объединяет и разделяет двух героинь передачи Долина, двух женщин, снимающих кино: гения и диву.
Первая - режиссер-антрополог, с интересом и жадностью изучает других людей, всматривается в повседневность,
вторая - в себя...
Смотрели беседу критика и режиссёра? Напишите в комментарии ваши впечатления.