Всвоё время Смольный институт стал первым в России учебным заведением для женщин, что дало начало женскому образованию в стране. Какова же история его возникновения?
В годы правления Екатерины II в культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица. Она увлекалась литературной деятельностью, собирала шедевры живописи и вела переписку с французскими просветителями. Попечением императрицы было открыто множество воспитательных, учебных и научных учреждений. Делалось это главным образом для того, чтобы сформировать особую, «новую породу людей».
Забегая вперёд, отметим, что именно ради формирования этой «новой породы» смольнянок фактически забирали из семьи на двенадцать лет — Екатерина II считала, что семья может оказать «пагубное влияние».
Выдающийся гуманитарный деятель той эпохи, Иван Иванович Бецкой, горячо поддерживал императрицу в её просветительской деятельности. Бецкой высоко оценивал роль женщин в развитии общества и считал, что «юношей обоих полов» следует воспитывать в равных условиях — то есть, что женское образование должно выходить за рамки шитья, музицирования и домоводства.
Именно Бецкой инициировал создание «Воспитательного общества благородных девиц» — так назывался Смольный институт при основании. Согласно официальному документу, предназначением института было «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Императрица не только выделяла средства для Смольного, но и часто посещала воспитанниц. По замыслу Екатерины, выпускницы должны были воплотить в себе пример для всех женщин страны.
В мае 1764 года открылось первое в России учебное заведение для женщин, а по завершению первого набора, 9 июля 1765 года императрице поднесли список из пятидесяти воспитанниц, готовых к зачислению. Все они были девочками не старше шести лет, и каждой из них предстояло покинуть родной дом на долгие годы.
Дочерям чиновников и дворян предстояло жить в Смольном до восемнадцати лет, а от родителей требовалась расписка, что они не потребуют возврата ребёнка ранее, чем завершится полный курс. Свидания с близкими были редки и допускались лишь на территории заведения и под присмотром наставниц.
О том, как жили смолянки, во что одевались, о чём грустили, а также другие истории Смольного мы расскажем в другой раз.
Сайт Фонда содействию восстановления объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге: https://kultfond.com
#смольный институт #смолянки