Найти тему
Культфонд

Смолянки Ч1: Как появился Смольный институт?

Всвоё время Смольный институт стал первым в России учебным заведением для женщин, что дало начало женскому образованию в стране. Какова же история его возникновения?

В годы правления Екатерины II в культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица. Она увлекалась литературной деятельностью, собирала шедевры живописи и вела переписку с французскими просветителями. Попечением императрицы было открыто множество воспитательных, учебных и научных учреждений. Делалось это главным образом для того, чтобы сформировать особую, «новую породу людей».

-2

Забегая вперёд, отметим, что именно ради формирования этой «новой породы» смольнянок фактически забирали из семьи на двенадцать лет — Екатерина II считала, что семья может оказать «пагубное влияние».

Выдающийся гуманитарный деятель той эпохи, Иван Иванович Бецкой, горячо поддерживал императрицу в её просветительской деятельности. Бецкой высоко оценивал роль женщин в развитии общества и считал, что «юношей обоих полов» следует воспитывать в равных условиях — то есть, что женское образование должно выходить за рамки шитья, музицирования и домоводства.

Именно Бецкой инициировал создание «Воспитательного общества благородных девиц» — так назывался Смольный институт при основании. Согласно официальному документу, предназначением института было «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Императрица не только выделяла средства для Смольного, но и часто посещала воспитанниц. По замыслу Екатерины, выпускницы должны были воплотить в себе пример для всех женщин страны.

-3

В мае 1764 года открылось первое в России учебное заведение для женщин, а по завершению первого набора, 9 июля 1765 года императрице поднесли список из пятидесяти воспитанниц, готовых к зачислению. Все они были девочками не старше шести лет, и каждой из них предстояло покинуть родной дом на долгие годы.

Дочерям чиновников и дворян предстояло жить в Смольном до восемнадцати лет, а от родителей требовалась расписка, что они не потребуют возврата ребёнка ранее, чем завершится полный курс. Свидания с близкими были редки и допускались лишь на территории заведения и под присмотром наставниц.

О том, как жили смолянки, во что одевались, о чём грустили, а также другие истории Смольного мы расскажем в другой раз.

Сайт Фонда содействию восстановления объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге: https://kultfond.com

#смольный институт #смолянки