Найти тему

Молодёжь сквозь призму современной русской музыки

Оглавление

Потрясающе трудно писать об идеях, которые ты пытаешься выудить из нескончаемого потока творчества, рождаемого современной культурой. Более того, сама эта культура не шибко то жаждет, чтобы ее приручали, ибо есть в ней немало эфемерного. Но не смотря на это, я все же попытаюсь уловить некие тенденции того, куда катится современная молодежь. И буду я это делать сквозь призму современной русской музыки, которая меня зацепила.

Прежде, чем переходить к делу, я хочу немного пооправдываться. Сначала в этот текст я хотел поместить большой блок про свою глубочайшую любовь к академической музыке и весь это блок я хотел приправить эдаким моим вселенским превосходством. Но после того как я увидел результат, то несколько удивился тому, что высказал мысли, который не хотел высказывать и более того они толком то не относились к моему главному намерению – обсудить современные тенденции общества сквозь призму музыки. Как только я уличил себя на этом раздутом высокомерии, я тут же стер улики, дабы никто не узнал, что я, да с таким самомнением слушаю тихонько в уединении такую музыку. Итак музыка.

Свобода самовыражения

Первая идея, которую я уловил – это свобода самовыражения. Свое понимание этой идеи я бы обрисовал так. Свобода самовыражения – это, когда ты волен выбирать самостоятельно путь своей жизни и развития в целом, когда ты не скован какими-то стереотипами, когда ты не вынужден идти по навязанному пути. Стоит заметить, что навязывателями скорее будет не все общество целиком, а вполне себе конкретные представители. Я бы отнес к таким старшее поколение, которое просто погрязло в ужасных заблуждениях и кои своим радикализмом ранят бедные и жаждущие свободы, но еще крайне нежные души.

Tony Tonite – Superman

Фанкуха. Вообще еще не раз появится пример трека, который написан в каком-то стилёвом направлении музыки. И это неспроста.

Немного отвлекусь от самого трека и выскажу пару замечаний. Абсолютно во всех примерах будет наблюдаться следующие особенности:

  1. Музыкальная составляющая будет проста как две копейки. Но не смотря на это ритм будет отменный.

2. Смысл текста будет предельно простым, но при этом крайне собранным. Песня будет в каком-то смысле зациклено развивать вполне себе какую-то конкретную мысль.

3. Все треки будут написаны ремесленниками, а не музыкантами. Эту мысль оставлю на размышления читателя.

Итак к треку. Наш парниша желает стать свободным как ветер, чтобы мочь летать. Его желание вполне себе оправданно, ибо он все еще не освободился от некоей "мамы". Понятное дело, что это намек на старшее поколение, которое пинает молодежь быть более ответственной и собранной. Но на самом деле молодежь более или чем собрана, просто старшее поколение не хочет снять с себя пелену заблуждений.

"Но то, что мне для счастья надо
Магазин не продает..."

Вот оно доказательство того, что молодое поколение более или чем собрано. Ибо оно не нуждается во внешнем самовыражении, его главной ценностью является богатый внутренний мир. Именно его и пытается достичь и главный герой, и множество молодых людей. Однако как и всегда не без ложки дегтя. Так исполнитель в качестве решения предлагает первично отказ от внешних материальных вещей, которые так или иначе демонстрируют успешность и закрепляют человека в обществе как более целостного представителя. Посыл автора, к сожалению, начинает граничить с мелковатым нигилизмом, который скорее всего перетечет со временем во фривольность, а не в свободу самовыражения. Хотя никто не отменяет того, что такая философия может привести к аскетизму и цинизму. Что не так уж и плохо с точки зрения развития личности человека.

Suleeking Nazlim – Будь что будет

Если прошлую песню можно воспринимать больше как намерение, то этот трек – это момент, когда реальность все же настигла. Именно тут уровень отрицания бьет по максимуму. Но при этом сохраняется осознанность. Причем эта осознанность заключается в том, что наш герой пытается зацепиться за какие-то привычные, стереотипные составляющие жизни: работа, любовные и дружеские отношения, семья и прочее. Однако везде нашего героя настигает смысловой провал. Работа скука смертная, которую нужно терпеть с утра до вечера, отношения – одно разочарование выраженное в мозготрепке, семья же давит на то, чтобы герой стал успешным, но желательно по их меркам. И есть только одна вещь, которая вдохновляет нашего героя – Наруто. Это может показаться смешным, но на самом деле все куда серьезнее.

"Наруто" это единственная вещь в песне, которая сильно завязана на творчестве, эмоциях и пути в философском смысле. Более того, Наруто – это единственная вещь, которая является в большей степени идеей, нежели обыденностью. Автор песни хоть и не видит "ориентира, ни одной знакомой звезды", но он знает, что надо хотя бы "идти до конца и не сдаваться". Т.е. у него есть некий смысл под который он хочет найти путь. Хокаге он стать не сможет, но вот добиться чего-то стоящего он попытается. Пока он не знает чего именно хочет добиться, но в этом и есть вся соль свободы самовыражения.

нежность на бумаге – Песенка прокрастинатора

В этой песне нет ничего про самовыражение, но зато есть много про осознанность. Я добавил эту песню, так как она очень неплохо ложится в некую историю: первая песня – намерение, вторая – настигшая реальность, а об этой песне сейчас выскажусь подробнее дальше. Эта песня является как бы переходящим состоянием от нонконформизма к осознанному постепенному соглашению с обществом. Что я имею в виду? В прошлой песне нашему герою было на все плевать, но на самом деле "плевок" это не выход и ему в любом случае придется хоть через поиски себя, хоть через смирение прийти к тому, что окружающую систему все таки нужно эксплуатировать, ибо это в его интересах. И чтобы начать это делать, нужно начать работать, а работа подразумевает преодоление себя. И вот на моменте преодоления как раз таки и появляется наша песня прокрастинатора.

У нашей героини уже есть какая-то цель, какие-то задачи. Но при этом она все еще продолжает что-то искать. Она пересматривает интервью Дудя, читает про сыр, перечитывает переписки и вероятно делает еще много подобных вещей. По сути, героиня прокрастинирует по той причине, что она все еще не уверена в том, что делает. Но при этом она не теряется как личность за бутылкой или за иной уничтожающей душу деятельностью. Можно даже сказать, что по сути ее прокрастинация является скорее процессом улучшения ее целостности. Ибо именно в некоем бесцельном, хаотичном блуждании (главное не по кругу) можно найти какой-то уникальный для себя смысл, т.е. по факту двигатель, мотивацию, вдохновение.

Свобода самовыражения

Попробую теперь все свести в одну картину. Но для начала скажу, что само по себе понятие "самовыражение", которым я озаглавил этот блок, не шибко точно отражает действительность. Ибо самовыражение все таки подразумевает некий целостный ответ человека на окружающую действительность. Т.е. когда у человека есть какая-то выраженная линия поведения, которая полна по своей сути. Наши герои еще не имеют как такового поведения. Они просто болтаются в пространстве и раз через раз отпинывают реальность от себя.

Итак, свобода самовыражения заключается в том, что человеку дается возможность на то, чтобы он выбрал какой путь будет исповедовать. Причем количество путей должно быть неограниченным. Т.е. в нашем случае главнее сама свобода, нежели самовыражение.

Тенденция же заключается в том, что существует огромное количество людей, которые выбирают путь формирователя свободы. Причем это делают, в большей степени, за счет отрицания ценностей прошлого поколения. В целом это вся их суть. В песнях, которые я привел все же показываются люди, которые находятся в самом начале такого пути. Но уже легко можно заметить как эта тенденция воплощается в жизни. Например, митинги на которые ходят огромное количество молодых людей. В целом как таковой смысловой нагрузки их пикеты и прочие демонстрации не несут, но своим видом, своим действием они создают возможность делать также всем остальным. Можно еще вспомнить тех, кто одевается, красится как фрик или ведет себя в обществе очень демонстративно, напыщенно, может быть вульгарно и т.д. Их действия также не несут какого-то важного глубокого смысла. Но именно это поведение расширяет пространство дозволенного, т.е. увеличивает свободу. В том числе и свободу для самовыражения. А уж как бы получше самовыразиться будут думать люди, которые выбрали иной путь развития.

Поиск себя, самоопределение, осознанность

Как стало ясно, я пытаюсь рассказать историю. Так что не буду нарушать логику.

После того как человек напрокрастинируется он переходит к тому, что погружается в себя и пытается разобраться со всеми этими странными мыслями, которые огромными цистернами начерпал из интернета и прочих источников.

Драгни – Евангелие от вселенной

В контексте моего повествования очень круто, что в голосе автора потерялась всякая музыкальность – герой просто пытается поговорить с собой по душам. Но с точки зрения музыки читка – это херня. Однако это мелочи. Перейдем к сути.

В песне есть классный небольшой момент, который является в каком-то смысле переломным. Я говорю про замену строчки

"Бога нет, а вселенная не бесконечна."

на

"Бог есть, а вселенная бесконечна."

Думаю, что не стоит придираться к самим строчкам, а стоит порассуждать чуть шире. Наш герой изначально имел какие-то очень смутные знания о мире. О понимании речи вообще никакой и не идет. Далее он подрос и случайно наткнулся на видео про астрономию, которое заставило его пересмотреть все свои взгляды. Путем размышлений о своем прошлом и о новой информации, которую он получил, он создал иное знание о мире и иное понимание. Одушевленность, с которой он закончил свою песню, говорит о том, что он, во-первых, искренен в своем новом понимании, а во-вторых, такая душевная приподнятость в целом доказывает, что его разум является довольно открытым даже для тех вещей, которые могут сильно противоречить другу другу.

ФОГЕЛЬ – САМИМ СОБОЙ

Вообще весь этот блок ("Поиски себя...") я бы охарактеризовал как рассказ о договаривающихся и довоговорившихся с собой. И на этой песне довольно хорошо видно, что герой как раз таки смог выйти с собой на контакт и наконец-то перешел к какому-то определенному делу.

Наш герой проанализировал свою жизнь. Узнал, что является для него двигателем и по сути выбрал для себя две идеи:

  1. Принятие себя;
  2. Полная самоотдача ремеслу.

Автор уже полностью отпустил свои старые провалы и нереализованные какие-то возможности (еле школу закончил, еле сдал экзамен). Ему уже даже стали без разницы издевки бывших учителей:

"Марина, сын ваш безнадежён, он никем не станет".

Наш герой стал в каком-то смысле отдан самому себе и он не растерялся – смог самоопределиться.

Полюби себя – в. понкин

Так быстро перешел к следующей песне (если ее вообще можно назвать песней), так как она неплохо дополняет предыдущую. Тут наш герой имеет более чувственную и мечтательную натуру в отличии от прошлого, где герой был скорее простым и практичным (подумал, решил, начал заниматься музыкой со вторника по понедельник).

в. понкин смог договориться со своей эмоциональной стороной личности, которая по всей видимости является для него более важной, более существенной. На сколько я могу судить, автор научился созерцать красоту окружающей действительность даже в ее неприглядной обыденности. Более того, можно сказать, что пьянки до утра, тату, не искать смысл жизни, петь не в ноты для него являются столь же прекрасными действиями как и открывать свои чувства, много смеяться, любоваться закатом, задумчиво глядеть в окно. Все это автор так легко сочетает в себе, что даже кажется, что он имеет ангельской широты доброту души и глубокую непритязательность. Хотя строчка

"...наконец-то побывать там, где солнце греет,
и хотя бы немного полюбить себя."

Все же создает хоть какой-то шанс на то, что связь автора с Землей не потеряна.

Поиск себя, самоопределение, осознанность

Итак, у нас есть человек ищущий, договоривающийся и договорившийся. По сути, человек который выбрал одну из этих ипостасей скорее всего будет жить в потоке и (или) будет гиком.

Далеко за примером идти не нужно. Стоит только спросить "сколько сейчас существует разновидностей гиков?". И правда, никогда не было столько людей, которые бы увлекались какими-то мелкими интересами в таких огромных масштабах. В целом, эта каста людей совершенно безобидна. Они живут. Собирают фигурки. Ведут блоги о своих интересах. В худшем случае человек просто геймер.

Вообще я что-то уж сильно преуменьшил значимость таких людей. На самом деле, именно из мелких интересов могут родиться какие-то большие и значимые идеи. Более того, люди, которые живут в потоке по факту и создают лучшие истории в нашей жизни. А точнее они создают большую часть приятных нам воспоминаний или просто неплохо заполняют пустоты.

Ну, ладно-ладно. Вообще люди, которые умеют копаться в себе и в окружающем мире являются основным поставщиком смыслов и вдохновения для всего человечества. Думаю, что тенденция роста таких индивидов положительна. Однако сейчас все же удручающе маловато людей, которые бы стали формирователями смыслов. Зато очень много людей, которые живут в потоке. Не сказать бы, что я уж сильно разочарован, т.к. все таки на свете существует вот эта песня про то как может быть хорошо.

Достигательство, уверенность в себе

Тут может показаться, что я начну сейчас рассказывать про успешный успех и прочую мистику, которая поставляется американским обществом. Иии... На самом деле все так и будет. Правда с некими отличиями или дополнениями.

Раньше проклинали карьеристов, завидовали дико увлеченным, презирали эгоистов, гнали в шею незаурядных умников. Сейчас же люди (о которых будет вестись речь дальше) более менее поняли, что нести ношу совести как-то тяжело, а особенно это становится невыносимым, когда хочется добиться чего-то серьезного. Поэтому наконец-то люди решили, что нужно найти какие-то способы, дабы от этой совести избавиться, либо чтобы ее было легче нести. Ладно, вообще это все преувеличение.

Уверенность в себе и достижение поставленных целей вполне себе неплохо могут давать чувство небесмысленности существования. Развитие в себе антихрупкости, прокачка софт скиллов и наращивание навыков могут статься неплохой опорой для личности человека. Регулярное преодоление себя и общества может дать ощущение силы и независимости. А все сильнее и сильнее развивающаяся этическая сторона практически всех составляющих жизни дает возможность фактически прожить праведную жизнь без ущерба личному и общественному прогрессу.

Лера Яскевич – Пульс

Для всех людей, кои так и не смогли найти с собой общий язык уготован выбор: замнуться в бесконечных сомнениях или делать все пока бьется их пульс.

Песня хороша тем, что она упоминает две важные составляющие уверенности в себе:

  1. "Я в законе своей жизни, пропишу единым пунктом "Будь что будет"". Т.е., чтобы стать уверенным в себе, нужно сначала завести себе воображаемую книгу личных законов жизни, а потом записать в нее правило, которое говорит о том, что нужно постоянно идти на риск. И как продолжение этого пункта

2. "Смелость будет моей силой... буду делать все. Даже то, чего боюсь...".

Итак, стоит заметить, если мы выбрали путь "делать всё, пока бьется ... пульс", то это значит, что нам придется откинуть полностью вариант договоров с собой и перейти на тактику приручения. Это больно и неприятно. В каком-то смысле мы становимся для себя врагом. Хуже того, нам придется постоянно делать выбор "Брать? Не брать?". И нет, наверное, в жизни большей муки, чем муки выбора.

Жизнь человека, который выбрал путь достигатора состоит практически полностью из вызовов и преодолений себя. Это неплохо, но выбор такого пути сродни хождению голыми ногами по стеклу. Это может быть больно и опасно. Однако, стоит также не забывать, что возможно страдания человека за пределами этого битого стекла будут куда хуже. Я имею в виду ситуацию, когда человек может и хочет жить в потоке, но каждый раз, когда он отдает тело ветру, его продувает и потом скрючивает в жутком миозите.

Паша Руденко – Ебш

Секрет любого из богатств прост – нужно е*ашить!

Вообще песня уж чересчур однобоко раскрывает всю силу регулярного труда, но зато довольно доходчиво объясняет, что секрет у заработка всего один – это труд.

Хочу заметить, что песня неплохо подстебывает тех, кто вероятнее всего находится во всех предыдущих мною озвученных категориях людей. Я говорю сейчас про тех, кто говорит, что им "выпадет вдруг ... шанс однажды". Это смешно. И мне очень нравится, что люди, которые много работают над собой и много работают над своими проектами, скорее всего практически не верят в случайную удачу и что еще забавнее из-за этого она с ними практически никогда и не происходит. Но зато происходит удача запланированная. И в совокупности удач у человека работающего существенно больше, чем у человека, который просто верит в удачу и пытается "мыслями быстрыми разбогатеть". Короче я все тут запутал, поэтому эти строки все объяснят куда доступнее:

"Как заработать ты ищешь секрет,
Но секрету тому уже тысяча лет -
Е*ашить! Нужно е*ашить!""

Роднополисы – Уходи, негатив!

Песня, конечно, на первый взгляд плохо вяжется с достижениями, но на самом деле это не так. Она тут ой как к месту. Дело все в том, что люди, которые уверенно пытаются добиться чего-то важного, на самом деле зачастую имеют довольно туннельное зрение. И это неплохо. Точнее это намного лучше, нежели видеть все и сразу. Дело все в том, что когда ты видишь сразу очень много, то ты как бы себя обрекаешь на еще большие муки. Ибо, чем больше холст, тем сложнее выбрать, где сделать следующий мазок.

Именно поэтому мне очень нравится первый куплет:

"Меня пугает телевизор
И напрягает интернет...
Погром и войны, катаклизмы
Бу-ду-щего нет!
Я выключил глаза и уши
Я - темнота, я - тишина,
Не буду, ни смотреть, ни слушать,
Не сойду с ума... "

Можно подумать, что это эдакая изоляция, эдакое закрепощение разума. Но это не так. Тут можно сравнить со следующей ситуацией. Представим, что мы купили вино. Можем ли мы его оценить в целом? Конечно. "Хорошее вино", "сладкое вино", "терпкое вино". А можем ли мы представить в целом как его можно произвести? Тут как-то уже не получится в два слова описать. В этом то и вся соль. Когда дело касается создания чего-то, то нет никаких общих планов. Есть только общая идея и триллион подробностей, которые требуют практически все внимание. Ладно, я отвлекся.

В общем смысле, негатив всегда мешает достижению чего угодно.

"В тревоге, страхе подозренья
Смешались в общий венегрет..."

И вот когда я говорю про тунельное зрение достиганцев, то я говорю о том, что в нем совершенно нет место негативу. Ибо он и без того сложный процесс еще сильнее усложнит, причем на ровном месте. К тому же туннельное зрение сродни подзорной трубе: мы хотим увидеть дальше, чем можем, но при этом в ущерб общей картине. Негативные мысли, это по сути грязь и трещины на линзе нашей трубы. Однако стоит заметить, что все же есть некие приложения у "негативного" мышления. Я сейчас говорю о ситуациях, где нужно очень хорошо продумать подстраховку. Вот тут пригодится весь накопившийся пессимизм. Главное обойтись без выражений "мы полюбому все умрем".

Короче говоря,

Отгоняй плохое, повторяй мотив:
"Уходи, негатив, уходи, негатив!"

Достигательство, уверенность в себе

Итак, мы приручили себя и стали супербогатыми. А может и нет. Главное как старались и сколько работали.

У современного успешного успеха есть очень много интересных особенностей. Например, что, наверное, никогда прежде человек не задумывался на столько глубоко о балансе "работа-отдых". Более того, успешный успех теперь как-то более осознанно подходит к контексту в котором человек пытается чего-то достичь. К тому же люди, которые встали на путь достиганцев, встали на него куда более осознанно. В их решении стало куда больше самостоятельности. Не могу не заметить, что порой мотивация к жизни у достигатора куда более глубокая и продуманная, чем у тех же людей, которые просто придаются мечтам, при этом живя в потоке.

Мир развивается и в нем становится все больше и больше различных систем. Работоспособность и жизнестойкость таких систем можно оценить только через успехи людей, которые так или иначе эти системы формируют и поддерживают. Поэтому потребность общества в людях, которые знают, что хотят и знают как в этом добиться успеха будет все больше и больше.

Истории

Рассказывание историй всегда было популярным занятием среди людей. Музыка так же не лишена сторителлинга.

Вообще сила историй просто безгранична. Более того, по-моему хорошие истории можно поглощать мегатоннами. Это хорошо можно заметить на ютюбе, но и среди музыкальных произведений я нашел интересных представителей.

Алекша Нович – Тихий океан

Просто красивая история, которая рассказана от лица воды. Почему бы и нет? Слушаешь трек и грань между реальностью и былью нарушается все сильнее, мы и вода и не вода одновременно. Разве это не потрясающе?

МАЧЕТЕ – ОРАКУЛ

Очень быстро мы уже переходим к другой песне. Песне? Вообще, если подумать, то это напоминает аудиоспектакль, только здесь как-то больше музыкальности. Хотя с другой стороны, несомненно, если бы в голосе певца (или диктора) было чуть больше музыкального ритма, то стало бы все еще интереснее. Однако, тогда потерялась бы особенность атмосферы истории рассказанной под хорошо аккомпанеммирующую музыку.

Мне нравится, что из таких историй можно выудить много мыслей для размышлений, ибо все они крайне метафоричные. Оставлю этот процесс на совести читателя.

Истории

В целом тут все понятно. Истории есть истории. Мы их слушаем каждый день, иногда сочиняем. Могу разве что заметить, что теперь историй стало больше. И теперь ценится всяк человек, который может результаты своей деятельности обернуть в интересную историю. Кто рассказывает хорошие истории, то тот явно будет всегда востребован.

Конец

Ну, что-с... Мне видится современное молодое общество как нечто ищущее свободы в самовыражении и самоопределении. При этом существуют некие особенности и отличия текущей молодежи от молодежи прошлого. Хотя, если говорить по-честному, то у молодежи всех времен общего куда больше, чем различий. И, наверное, если понять глубже процессы развития человека как личности и как индивида, то по сути можно описать практически все особенности, которые я нашел, не выходя за рамки нормальности.

И напоследок