Найти тему

Чтение – это плавание

Как насчет того, чтобы связать процесс чтения с процессом плавания? Не напрямую естественно, метафорически. Но сначала введем условности. Текст – вода, а мы – гребцы. А теперь условности. Начнем с нас. Если мы гребем и не двигаемся, то вероятно текст либо сильно сопротивляется нам, либо мы машем руками не в воде, а в пустом воздухе. И нет ничего плохого в плавании против течения, это закаляет дух. Но вот расплескивать свою энергию и пускать ее по ветру – грустная идея. Если говорить о самой воде, то ее легко можно разбить на стоячую воду и на бурный поток. Спокойные озера хороши тем, что там может быть великолепная флора и фауна, да и сама вода обычно тёпленькая. Но всегда есть опасность нарваться на вонючую затхлость, это стоит вспоминать всякий раз, когда мы хотим вернуться к каким-то устоявшимся истокам. Бурные потоки – это реки. В них мы несемся по течению. И тут как в гонках. Можно поймать невероятный кайф от скорости, потока, маневров, но и можно разбиться из-за неаккуратности, незнания трассы и внешних погодных условий. Но риск оправдан. Всякая река несет нас в море или океан. Это потрясающее, ибо они дают новые возможности в совершенно отличных от прежних открытий. К тому же моря и океаны соединяют разные страны и культуры. Однако стоит отметить, что когда мы по большой воде добираемся до незнакомых мест и у нас появляется желание продвинуться дальше вглубь, то мы будем вынуждены всегда заплывать в местную реку, а она будет всегда иметь обратное к нам течение. Иначе говоря, как бы мы не желали познать что-то новенькое, что-то иное, что-то отличное с непринужденной легкостью, у нас это не выйдет, ибо нам в любом случае будет оказано сопротивление, причем очень неслабое.

Хочу отметить, что и сама вода имеет сопротивление к изменениям. Я имею в виду, что когда мы ныряем в воду и начинаем двигаться в ней, то на нас всегда оказывается некое сопротивление со стороны самой воды. Причем, чем быстрее мы двигаемся в воде, тем сильнее она воздействует на нас. И закон изменения этого сопротивления нелинеен. Т.е. каждое увеличение скорости будет даваться все с большим и с большим трудом. И не стоит забывать, что если мы плывем против течения, то с точки зрения сопротивления – к нашей скорости будет добавляться еще и скорость потока.

Можно подумать, что это слишком очевидное наблюдение. Однако оно очень важное. Так как дает нам возможность понять то, что мы сильно ограничены физиологически в скорости движения по тексту. Сразу можно вспомнить скорочтение. Оно не работает. Ибо скорочтение схоже с движением водомерок. Они двигаются по воде, т.е. по поверхности. Когда мы читаем быстро, мы двигаемся по тексту, по его поверхности, но не находимся в нем самом. При таком чтении на нас, в лучшем случае, останутся лишь брызги воды. С другой стороны, если мы пытаемся без подготовки нырнуть глубоко, то это тоже сулит неприятностями. Начиная от того, что мы можем задохнуться от недостатка кислорода, и заканчивая тем, что текст может нас просто раздавить. Я уже не говорю о том, что обычно в воде бывают разные обитатели и не все из них дружелюбны к нам. Если же говорить об увеличении скорости в самой воде, то тут тоже стоит понимать, что наш организм имеет некий предел антихрупкости. Понятное дело, что его можно постоянно сдвигать. Но каждый новый сдвиг будет даваться все сложнее и сложнее, но и у этого тоже есть предел – в какой-то момент сложность станет просто непреодолимой. Если мы будет игнорировать ограничения, то вода нас накажет. Сначала наша кожа начнет травмироваться, потом она будет слазить. Нам будет больно и мы потеряем контроль. Начнем чаще ошибаться и по итогу просто умрем от болевого шока.

Отлично. Теперь поговорим о глубине погружения. Каким-то чудесным образом мы все равно достигаем новых глубинных вершин. Как у нас это получается? Ответ прост: батискаф, скафандр, ну или хотя бы кислородный баллон. Если переводить это на чтение, то в чтении нам помогают абстракции. Они могут быть выражены в каких-то логически замкнутых идеях, теориях и даже методах. Сразу хочу сказать, что погружение в батискафе не равно погружению самому. Иначе говоря, когда мы погружаемся куда-то очень глубоко, то мы не чувствуем этой глубины, мы не осознаем по-настоящему ее. Все что мы можем сделать, это каким-то образом взять пробы воды, пробы флоры и фауны, можем сфотографировать увиденное или использовать иные другие приборы для регистрации определенных характеристик. А далее все это мы будем анализировать в нами привычных условиях. Короче говоря, основное ограничение в том, что глубину мы можем познавать только по-кусочкам, понемногу. И главное, что мы никогда не достигнем полного понимания, потому что никогда не сможем воспроизвести и влиться в условия в которых мы получили те или иные знания, а следовательно никогда не ощутим в полной мере то, чего каким-либо образом достигли.

Подытожим. Чтение схоже с процессом плавания. Мы можем плескаться на поверхности и получать, наверное, не более, чем бессмысленную радость от этого. Ежели мы все же начинаем погружаться в воду, то нас всегда будет встречать сопротивление. Мы ограничены физиологически как в глубине погружения, так и в скорости плавания. Чтобы преодолеть эти ограничения мы можем тренироваться или использовать абстракции. Последние дают нам единственную возможность хоть как-то по кусочкам исследовать большую глубину. Но при этом мы все все равно остаемся неспособными на полное понимание. Мне кажется, что это наше фундаментальное ограничение.

P.S.

Всё есть текст.

P.S.S.

Абстракции также позволяют десантироваться сразу на неизведанную территорию и плыть по течению, минуя преодоление большой воды и рек с обратным к нам потоком воды. Но это не всегда работает.

P.S.S.S.

Большие воды – большой отдельный разговор.

P.S.S.S.S.

Где-то тут закончились условности.