Забавное наблюдение. В истории нашей цивилизации не закрепились толком учителя. Т.е. это значит, что человек с выдающимися качествами преподавания с предельно низкой вероятностью сможет статься в мире бессмертным. Это забавно. Ведь вроде бы учителя занимают жутко значимую часть в нашей жизни, ибо вводят нас в контекст окружающего бытия. Но при этом история их вообще не ценит. И я попытаюсь догадаться почему... Кажется, что учителя валяются у обочины по причине того, что они лишь транслируют базовые понятия мира, которые были созданы задолго до них людьми куда более выдающимися, чем они. Поэтому на фоне знаний, которые они ведают людям, сами же они выглядят крайне блекло (отсюда и обратный эффект, когда зарождается недоверие к великим знаниям из-за того, что их рассказывает столь незначительный человек). В целом, наверное, захудалый бесталанный дизайнер ландшафтов выглядит и то куда более волнующе, чем самый выдающийся учитель платной светско-московской школы. Ибо первый без страха преобразует текущую окружающую материю в отличии от второго, который меняет псевдо-существующий духовный мир, да еще и с непредсказуемым результатом.
И все же... Почему я пытаюсь рассуждать от учителей школьных? Я отталкиваюсь от того, что они нам навязаны. Считается, что они как бы являются более менее надежным и эффективным способом передавать знания между поколениями. И получается, что именно на учителях зиждется цивилизация. Но опять же, если они являются столь важным культурным столпом, то почему же всем на них плевать? Мы ценим Аристотеля, а не Мариванну. И пусть она хоть не один десяток раз пыталась нам объяснить с большей доступностью вышеназванного грека, она все равно пшик в истории.
Однако до смешного противоречиво то, что какой-нибудь забавный канал на ютюбе может оказывать куда более сильное воздействие на культуру, чем миллионы учителей. Если расширить немного мысль, то пресса, книги, фольклор, окружающая действительность, нужда, насилие, любовь, сплетни, неуемные противоречия, стремление к прекрасному, путешествия оказывают куда более глубокое, сильное и всеобъемлющее влияние на психику и судьбу человека. Ежели в мире устроено именно так, то куда более разумно было бы тратить деньги не на школы и университеты, а, например, на любовь и путешествия. Можно создать эдакий романтический тракт по всей стране. Чтобы всякий молодей человек мог прийти на вокзал и купить субсидированный билет на тракт любви. Что его там ждет? Никто этого не знает, кроме огромного компьютера, который просчитывает для этого человека наиболее успешные остановки, тем самым создавая условия для встречи с другими людьми, которые наиболее совместимы с ним. Тут и для бизнеса есть возможности. Так можно создавать эти самые остановки и заносить их в общую систему. Чем интереснее и эффективнее остановка получается, тем выше конверсия с такого "предприятия". Эмоций и устремлений после такого путешествия будет масса. К тому же, после схождения с тракта, человеку с окружающим миром придется справляться уже не в одиночку.
Ежели хочется, например, научиться строительству и архитектуре, то разумнее отправлять людей в индивидуальное обучение к действующим архитекторам. Да, таким образом образуется сильное ограничение по местам, но в том и будет ценность. Зачем стране и миру десятки тысяч архитекторов, которые даже теоретически не будут иметь возможности что-нибудь, да когда-нибудь построить? Кстати, если постижение знания о мире (в данном случае конкретно об архитектуре) будет происходить индивидуально, то ценность учителя станет существенно выраженнее. Так, если учитель построил сотню другую зданий, то он уже закрепился в истории, а его ученики через свои произведения закрепят не только себя, но и прославят имя своего учителя. Именно так должна работать преемственность. Но ежели учеников станет больше, то и результаты станут размазанее. Да и наследование знаний через лекции, а не через личную беседу имеет сравнительно низкую эффективность.
В общем говоря, учитель тот хорош, который уже велик. Но не от того, что учит, а от того, что сам когда-то смог научиться владеть чем-то выдающимся. Истории нужные новаторы, провокаторы, созидатели, разрушители, крупные лжецы и люди с бесконечной отвагой. Скучные повторялы учителя истории не нужны, но нужны как громадный аппендикс цивилизации.